Война на два фронта: как живет оккупированный рашистами Херсон

Украинская армия воюет с российскими захватчиками с помощью вооружения, бьется за возвращение оккупированных территорий Херсонской области. А в это время в Херсоне идут боевые действия на втором фронте, где победитель получит не территорию, а людей, их умы и души.

Оккупация Херсонской области российскими войсками сейчас кардинально отличается от оккупации Крыма и Донбасса в 2014 году и не имеет практически ничего общего с оккупацией части СССР немецко-фашистскими войсками во время второй мировой войны.

Странная оккупация

Украинские флаги в Херсоне практически везде на месте. Оккупанты «пометили» триколорами расстрелянное ими здание УСБУ в Херсонской области и здание областного управления Нацполиции.

Обстрелянное здание УСБУ в Херсонской области. Все фото - из соцсетей

С захваченного оккупантами здания Херсонской ОГА и Херсонского облсовета снят украинский флаг, но другого на его месте не вывесили. На зданиях горсовета и райсоветов – украинские флаги.

В Херсоне и во многих населенных пунктах области практически ежедневно проводятся митинги против оккупации. Причем, участники этих митингов хоть относятся к российским военным враждебно называют «фашисты» и «оккупанты», но не желают им смерти, а настоятельно рекомендуют уходить с Украины. То есть, украинский народ оказался куда более великодушнее и благороднее российского, представители которого по указанию путина пошли войной на нашу страны, равняют с землей наши города, убивают наших сограждан.

Билборд на площади Ганнибала в Херсоне

Возможно, это понимают и некоторые оккупанты, переживая «разрыв шаблона», видя не «фашистов» и «нацистов», а людей, горячо желающих вернуться к мирной жизни.

Центр Херсона. Митинг против оккупации

Россияне захватили херсонский телевизионный передающий центр, перенастроили оборудование на трансляцию своих телеканалов, но вряд ли это поможет им «перенастроить» умы и души людей. Ведь для подавляющего большинства украинцев телевизор давно перестал быть основным источником информации о ситуации в стране и в мире. На первом месте – интернет, «отрезать» от которого Херсонщину россияне не могут, поскольку тогда сами лишатся очень нужного им канала коммуникации.

Но как бы там ни было, происходящее сейчас в Херсоне – именно оккупация. Ведь город и почти всю область контролируют российские военные. Они похищают людей, имевших отношение к армии, правоохранительным органам, национал-патриотическим организациям. А то, что, по состоянию на данный момент в городе нет оккупационной администрации, – совсем не повод обольщаться.  

Очереди и дороговизна как приметы оккупации

Сейчас очереди, в которых выстроились сто и более человек, можно увидеть разве что у банкоматов и там, где появляется в продаже дефицитное сейчас в Херсоне молоко, особенно – по минимальной для нынешних условий цене – 20 гривен за литр. Причем, сейчас на торговлю молоком перепрофилировались и херсонские магазины, где ранее продавали разливное пиво.

Но самая желанная добыча для херсонцев – наличные деньги. Сейчас хотя бы какие-то продукты можно купить только на рынках и в небольших магазинах, торгующих исключительно за наличные. Туда товары завозятся из довоенных запасов, а также с оптового сельскохозяйственного рынка «Неждана», расположенного в селе Большие Копани. Чтобы добраться от этого села до Херсона нужно проехать пять блокпостов оккупантов. Потому товары продаются с существенной наценкой «за особые условия». В результате цены на продукты возросли в Херсоне в сравнении с довоенными вдвое, а то и втрое.

Такие надписи можно сейчас увидеть на многих херсонских магазинах.

ГСМ в оккупированном городе тоже в серьезном дефиците.Батон хлеба обходится в 18-20 гривен, десяток яиц – в 60-87 гривен (за дешевыми выстраиваются огромные очереди), крупы в зависимости от разновидности – от 25 до 65 гривен за кило, молоко – в 20-40 гривен за литр, мясные и рыбные консервы (если удастся найти) – от 35 до 150 гривен за банку в зависимости от разновидности, свежее сало – от 60 гривен за кило, конфеты – 150-400 грн за кило. Самое дорогое удовольствие в оккупированном Херсоне – мясо. Купить его можно, по цене от 120 грн за кило (самые дешевые разновидности курятины) до 360 грн (говядина и свинина).

Еще работающие супермаркеты допродают довоенные остатки товаров, и там можно что-то купить, оплатив банковской картой, но ассортимент – предельно скудный без единого наименования жизненно необходимых продуктов и товаров первой необходимости.

Если рыночные торговцы и владельцы небольших магазинов как-то умудряются пополнять ассортимент, то у супермаркетов дела совсем плохи. Особенно – у сети «АТБ». Большинство херсонских магазинов этой сети закрыты в связи с отсутствием в них товаров.

Примечательно, что товарные склады компании «АТБ», снабжающие магазины Херсонской области, расположены в городе Олешки, также оккупированного российскими войсками. И из этих складов магазины в других городах области, например, в Скадовске, худо-бедно, но снабжаются. Поставок в Херсон нет. Как нет поставок и в супермаркеты других сетей.

В этой перкарне до недавнего времени был хлеб и небольшой ассортимент выпечки. Сейчас она закрыта: закончились мука и дрожжи. А возможности пополнить запасы нет.Но еще более критичная ситуация – с обеспечением Херсона медикаментами.

Херсонские аптеки сейчас не радуют ассортиментом.В аптеках практически невозможно купить обезболивающие препараты, а также – противовоспалительные, гипотензивные, препараты для людей с патологиями сердечнососудистой и эндокринной систем, инсулины, гормональные препараты. В том числе – лекарства, которые люди, страдающие хроническими заболеваниями, вынуждены принимать постоянно.

Вместо нормальной жизни – «гуманитарка» от оккупанта

Вскоре после появления в Херсоне российских военных появились и грузовики с так называемой «гуманитарной помощью». Сначала желающих получить такую «помощь» было не особо много. Да и радикально антироссийски настроенные херсонцы приходили к местам раздачи «гуманитарки» и в резкой форме выражали свое отношение к получателям «кровавой еды» от захватчиков.

Но со временем желающих получить «помощь» становилось все больше, и сейчас за «гуманитаркой» выстраиваются очереди, которые по количеству пребывающих в них людей можно сопоставить только с очередями к немногим работающим в городе банкоматам.

Не все херсонцы в восторге от "гуманитарки" от оккупантов.

Некоторые херсонцы реагировали на "гуманитарку" едкой иронией.

Сначала «гуманитарку» привозили российские военные и сотрудники МЧС россии. Сейчас продуктовые наборы раздают военные. И желающих получить помощь от «захватчиков» – все больше.

Наборы расфасованы в белые пакеты без какого-либо брендирования. Возможно, это сделано для того, чтобы обезопасить получателей от стычек с противниками раздачи «гуманитарки», называющими ее получателей «предатели» и другими словами похлестче.

Что касается содержимого пакетов, то как рассказали херсонцы, получившие по нашей просьбе «гуманитарку» от захватчиков, содержимое каждого пакета отличается от содержимого других пакетов из той же партии.

Такие продуктовые наборы получают херсонцы от оккупантов.Где-то можно найти банку тушенки, где-то – банку или две рыбных консервов, где-то попадается еще и сгущенное молоко, где-то – мясной паштет. Есть и овощные консервы, как правило – зеленый горошек. В каждый пакет положены также макароны (в одних наборах – в упаковке производителя, а других – просто килограмм макарон в обычном одноразовом пакете) и крупы (по килограммовому пакету). Также в наборе имеются упаковка печенья-крекеров, а также – чай и сухарики.

Разнобой в содержимом пакетов – свидетельство того, что собиралась «гуманитарка» не системно, а по принципу «я его слепила из того, что было». Общее для всех пакетов – открытка с логотипом партии «единая россия».

Ассортимент продуктов в наборе, мягко говоря, странный. В частности, из действительно жизненно необходимой провизии там имеются только консервы и крупа, остальные продукты – исключительно для создания объема.

Недавно возле херсонского железнодорожного вокзала россияне раздавали совсем уж странную «гуманитарку»: откуда-то привезли… апельсины, и каждый желающий мог получить по ящику цитрусовых. Отдавали вместе с ящиками. Горожане предполагают, что апельсины – с какого-то из местных складов, который «денацифицировали» захватчики.

В то же время раздаваемые херсонцам продукты, происхождение которых можно определить по надписям на упаковках, – российского и белорусского производства. Потому сообщения в соцсетях о якобы раздаваемых россиянами в качестве «гуманитарки» продуктах из разграбленных украинских магазинов, скорее всего, не соответствую действительности. Во всяком случае, если говорить о продуктах в упаковках производителей.

Добытое в результате мародерства российские «орки», скорее всего, ели сами. А раздачей «гуманитарки» наверняка руководят пропагандисты. И они контролируют, чтобы в наборах были только «правильные» и не просроченные продукты, даже если они в данном случае – совершенно неуместные, вроде соленых сухариков.     

А 18 марта к раздаваемым россиянам продуктам добавились еще и медикаменты. Желающих получить столь дефицитные в нынешнем Херсоне лекарства оказалось едва ли не больше, чем желающих получить продукты.

«Сердобольные» российские военные даже ходили вдоль очереди и собственноручно раздавали лекарства тем пенсионерам, которым в силу преклонного возраста и недугов трудно стоять в очереди.

А происходящее во время раздачи российской «гуманитарки» зачастую снимают на камеры смартфонов люди в военной форме, на бронежилетах которых написано «Турист».

Рано утром 19 марта возле вокзала уже образовалась очередь из не менее чем сотни людей.

Социальный состав, судя по внешнему виду, – от явных маргиналов до обычных горожан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Причем, люди приходили и занимали очередь, не зная, привезут ли «гуманитарку». Херсонцы писали в соцсетях, что пребывавшие в этой очереди маргиналы даже устраивали драки за место.

Поле битвы – люди

Россияне по одним городам выпускают десятки, а то и сотни ракет и снарядов, сбрасывают на них бомбы, равняют с землей инфраструктуру, здания, не являющиеся и никогда не бывшие военными объектами, убивают тысячи мирных жителей. А жители других городов получают от них бесплатные продукты и лекарства.

Логика в данном случае более чем проста. «Гуманитарка» раздается с одной-единственной целью: сформировать у мирных жителей оккупированных территорий позитивный имидж российских военных. Увы, аморфная «прослойка» жителей того же Херсона вряд ли станет задумываться, что россияне помогают людям во время гуманитарного кризиса, спровоцированного российской агрессией против Украины. По сути, это то же самое, как если бы кто-то ограбил кого-то, а потом поделился с жертвой частью награбленного, рассчитывая на несказанную благодарность.  

Такая вот пьеса для кровавого театра абсурда разыгрывается в Херсоне, где, кстати, около полусотни горожан погибли в начале марта от пуль и снарядов захватчиков. И те же убийцы сейчас «спасают» херсонцев.

Если Херсон не будет освобожден от россиян в ближайшее время, то у части горожан может сформироваться извращенное представление о захватчиках, соответствующее нарративам российской пропаганды, утверждающей, что армия рф якобы «не трогает мирное население». Последствия такой «промывки мозгов» могут быть очень драматичными.

Впрочем, ситуация не столь безнадежна. Как недавно рассказала Министр по вопросам временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук, есть вероятность достижения договоренности о гуманитарных коридорах для доставки в Херсон продовольствия и товаров первой необходимости для раздачи горожанам.

Правда, пока неизвестно, как это будет реализовано.   

Оккупация Херсона

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER