«Многие перегорели, не были готовы к реалиям нашего общества»: начальник патрульной полиции о николаевских «копах»

В этом году реформе МВД Украины исполнится пять лет – украинские «копы» впервые появились на украинских улицах в июле 2015 года. Относительно большие зарплаты, новая экипировка и кардинально изменившийся образ – удалось ли «фасадной» реформе, как ее успели окрестить критики, положительно повлиять на общество, в интервью Центру рассказал начальник управления патрульной полиции в Николаевской области Виталий Данила.

 

– В 2020 году реформе украинской полиции исполнится 5 лет. Какие главные достижения патрульной полиции за время реформы?

– Полиция в первую очередь стала открытой для общества. То есть, пропали какие-то показатели, фокус с протоколов и постановлений сместился на граждан. Главные достижения – это спасенные жизни граждан. Например, при попытках самоубийства во всех случаях, когда приезжала патрульная полиция, удавалось отговорить человека совершать этот шаг. Еще один повод гордиться – школьные офицеры полиции, благодаря которым происходит воспитание наших самых маленьких членов общества и прививание им правосознания. Мы не просто воспитываем детей, мы с ними дружим и помогаем. Есть наши «подшефные» интернаты, куда мы приезжаем и делаем подарки. И это происходит без какого-то пафоса. К нам в управление приходят дети на экскурсии, все к этому уже привыкли. Открытость – ключевой момент. Мы наконец-то достигли того, что мы можем открыто говорить о проблемах и позиционировать себя, как часть общества, мы и есть общество.

– Насколько сейчас укомплектован состав патрульной полиции области? Есть ли недобор полицейских?

– Это больная тема. На данный момент патрульная полиция Николаевской области укомплектована на 85%. Еще есть те, кто сейчас проходят обучение в академии и через полгода пополнят наши ряды. Мы в этом направлении работаем, набор постоянно проходит и есть много желающих.

«Многие перегорели, не были готовы к реалиям нашего общества»

– С чем связан недобор?

– Когда патрульный полицейский выходит на улицу, он думает, что все его указания будут исполняться, общество в первую очередь будет воспринимать его честно и не будет обвинять. Многие перегорели, потому что ожидали, что будут ездить на красивых транспортных средствах, отрабатывать вызовы, останавливать правонарушителей и привлекать к ответственности. Но есть, к сожалению, и другая сторона – не лучшая сторона нашего общества, где мы видим, как родители избивают детей, как муж бьет жену, а когда этого мужчину задерживают, то его жена пишет заявление на патрульного. Возможно, где-то психологически они не были готовы к этому.

– Сколько сейчас зарабатывают николаевские патрульные?

– Когда патрульный только приходит в управление, он получает 10 200 гривен. Если патрульный становится инспектором полиции и получает звание офицера, то и зарплата увеличивается, но ненамного – примерно гривен на 200. Если он становится потом командиром взвода, то зарплата еще увеличивается примерно на 400 гривен. То есть, большой градации в зарплате нет, но чем больше ступеней он преодолевает в карьере, тем больше получает. Например, командир батальона на данный момент получает 17-18 тысяч. Максимальная зарплата у меня, как у начальника патрульной полиции – это 22 тысячи гривен.

– Считаете ли вы зарплаты достаточными для того, чтобы избежать коррупционных рисков?

– Конечно, хотелось бы побольше зарплату, но не нужно забывать об особых условиях для полицейских – те патрульные, которые честно работают от трех лет, могут подать заявку и встать в очередь на обеспечение их жильем с достаточно хорошими условиями. В прошлые полгода нашим сотрудникам выдали 6 квартир, за которые у них с зарплаты высчитывается ежемесячно небольшая сумма. Если, например патрульный получил однокомнатную квартиру, то эта сумма составляет порядка 3 тысяч гривен. В этом году квартир будет больше. Зарплата – не основной момент, есть многое другое, за что стоит держаться.

– Сколько экипажей ежедневно патрулируют Николаев и сколько экипажей в области?

– Николаевскую область патрулируют от 31 экипажа. 24 экипажа работают в городе – они отрабатывают вызовы. Также есть отдел безопасности дорожного движения, которы            й выезжает на территорию области, кроме того, есть ТОР, выезжающий отдельно и отрабатывающий самые серьезные нарушения. На автодорогах работают 7 экипажей. Мы обслуживаем автодорогу Н-24 до Вознесенска и М-14 до Коблево включительно.

– Достаточно ли такого количества для соблюдения правопорядка и безопасности населения?

– Сейчас достаточно, а в летний период, когда, например, была отработка по курортам, в Коблево и в Очакове, мы просили помощи в департаменте патрульной полиции и нам предоставляли экипажи, которые приезжали дополнительно и помогали нам.

– Есть ли проблема с наличием оборудования, автомобилей?

– В первую очередь, на состояние автомобилей влияет наша инфраструктура. Вы видите, какие у нас дороги. Это очень большая проблема, ведь чем хуже дороги, тем чаще ломается служебный автомобиль. Он работает 24 часа в сутки, 365 дней в году. Износ идет большой, но в прошлом году мы получили 9 новых автомобилей Skoda Rapid. Мы получаем субвенции от города и области, которые стараемся тратить на ремонт автомобилей и улучшение автопарка. Для реагирования на звонки на 102 у нас их достаточно. Те машины, которые попали в серьезные ДТП, и их невыгодно восстанавливать, списывают, но это не означает, что виновные не несут ответственность.

– Сколько автомобилей разбито?

– Вообще в автопарке моего управления около 80 транспортных средств, из которых неотремонтированных после ДТП 7 автомобилей. Всего с 2015 года таких машин 15. Но есть много авто, которые получили повреждения, но были отремонтированы за счет страховки – либо виновным в ДТП водителем, либо патрульным, если столкновение произошло по его вине. По вине патрульных с 2015 года произошло 20 ДТП. По количеству ДТП, которые происходили в области, динамика положительная – ежегодно количество аварий уменьшается, если в 2017 году произошло 2520 столкновений, то в 2018-м – 2387, а в 2019 – 2379.

«Чтобы уменьшить количество аварий, нужно информировать общество о неотвратимости наказания»

– Что необходимо для того, чтобы сократить количество ДТП?

– Поставить через каждый метр патрульного полицейского – точно не поможет. Всегда находится тот, кто летит даже в присутствии патрульных. Должна быть в первую очередь сознательность граждан и неотвратимость наказания. Нужно показывать последствия ДТП, совершенные на разной скорости, что будет, если попасть в аварию на скорости 90 км/час и 180 км/час. Не практикуется усиление ответственности в этом направлении. Превышение скорости считается дополнительной виной водителя, но не увеличивается срок наказания.

Мы начали контроль за скоростным режимом. Все боялись, что, мол, «полицейские будут в кустах прятаться и снимать», но если ты не превышаешь, то и бояться нечего. Есть большая проблема с водителями, которые нарушают ПДД в состоянии алкогольного опьянения. Это направление тоже будет обрабатываться жестче. Маршрутки – отдельная тема. Я не понимаю, когда грузовую машину переделывают в пассажирскую.

– Сколько сейчас на территории области насчитывается трукамов?

– Сейчас каждый день работает три трукама. Сначала было много разговоров о том, что трукамы незаконны, что нет лицензии и тому подобное. Трукам – законное устройство, у которого есть все соответствующие сертификаты. Размер штрафа за превышение скорости, зафиксированное на трукам, зависит от того, насколько нарушен скоростной режим. Если превышение более, чем на 20 км/час – то это 255 грн, если больше 50 км/час – 425 гривен штрафа. Штраф можно оплатить на месте только по безналу – у нас есть терминал. После оплаты штрафа это сразу отобразится в базе.

– В чем главные отличия между работниками ГАИ в прошлом и нынешними патрульными?

– Я думаю, что это открытость. Мы уже привыкли, наверное, что с первого дня нас постоянно снимают камеры. Я не говорю, что мы идеально работаем. Да, были ошибки, но мы не боимся их признавать и говорить об этом открыто обществу. Мы обсуждаем любые резонансные события и не закрываемся.

– Что делает руководство патрульной полиции для того, чтобы полицейские не стремились к заработку на взятках?

– Кроме лизинга на жилье, который становится возможным только при условии честной службы, мы максимально делаем все для того, чтобы полицейские не вкладывали свои средства в работу. Теперь нет того, то раньше было сплошь и рядом – купить топливо за свой счет, отремонтировать машину, купить канцелярию. Задача полицейского – выполнять свои обязанности, а не думать о том, как ему добраться куда-то и на чём. Они всем обеспечены. Мы понимаем, что зарплата не настолько высокая, какой должна быть при существующей нагрузке на полицейского, и делаем все, чтобы полицейский брал зарплату и приносил ее домой в семью.

– Но, тем не менее, случаи, когда патрульные берут взятки, есть?

– У нас есть отдел мониторинга и аналитического обеспечения. Каждый день, когда заступает батальон, с ним заступает еще и экипаж отдела мониторинга. В его функции входит рассмотрение жалоб горожан, в том числе и на взяточничество. Если есть нарушение – мы разбираемся и привлекаем к ответственности. При этом в случае с обвинениями во взяточничестве очень часто граждане занимаются намеренной клеветой, говорят: «а я позвоню и скажу, что ты взял деньги». Однажды пришла женщина лет 40-ка и заявляет, что ее избили, забрали деньги и закрыли в машине. Это ЧП, мы начали разбираться. И когда я показал ей видео патрульных, где она провоцирует и открыто говорит, что обвинит их, она покраснела, побледнела и убежала. Фиксация происходящего на камеру – это защита патрульных. В случаях, когда взяточничество подтверждается, мы очень тесно сотрудничаем с СБУ и службой внутренней безопасности.

– Что происходит со взяточниками в рядах патрульных?

– Мы сразу передаем информацию СБУ и внутренней безопасности для дальнейшего разбирательства. Я лично думаю, что любые незаконные действия, которые имеют уголовный характер со стороны работников патрульной полиции, должны быть доведены до логического конца – не просто выгнать, «уволить задним числом»,, а полноценно задокументировать, и тогда он должен будет отвечать перед законом. Это будет хорошая профилактика для других, которые увидят, что человек не просто потерял работу и соцпакет, но и ответил по всей строгости закона. Очищение рядов патрульных будет. Мы же понимаем, что набираем разных людей. И бывает такое, что человек сначала работает хорошо, а потом по каким-то мотивам решает разбогатеть незаконным путем.

– Что делать водителям, которым патрульные предлагают “решить вопрос” при помощи денег?

– Самый лучший контроль – звонок на «102». Он фиксируется, и диспетчер «102» отправляет на место отдел мониторинга. Если такой случай заявлен, происходит целая проверка, изучаются факты, встречаются с заявителем. Наша задача в этом случае – либо опровергнуть, если это явная клевета, либо привлечь к ответственности по всей строгости закона.

«Мы разбираемся в каждой жалобе, хотим этого или нет»

– Поступали ли вам жалобы на патрульных? Какие наиболее распространенные? Какие меры применяются к таким сотрудникам?

– Жалобы зависят от поры года. Если лето – много жалоб на грузовые автомобили и якобы бездействие патрульных. Но для действий с нашей стороны нужна четкая позиция власти, тогда мы можем отреагировать, если есть соответствующие знаки. Такие знаки до сих пор не висят, но у людей создается впечатление, что мы не следим за соблюдением правил. Весной и осенью – больше жалоб, связанных с семейными ссорами. Например, если идет спор между соседями, и патрульный принимает какую-то сторону согласно закону, то вторая сторона всегда недовольна и предъявляет, что у патрульного предвзятое отношение. Зимой в основном жалобы связаны с тем, что мы закрываем город из-за непогоды – многие не понимают, почему так происходит, грозят звонить на 102. Также много жалоб от водителей на весовых комплексах. Летом было несколько резонансных случаев, когда и зерно высыпали на трассу и заявляли, что сломались. Мы разбираемся по каждой жалобе – хотим этого или не хотим. Если подтверждается – виновные несут ответственность.

– Повлияло ли создание патрульной полиции на снижение уровня преступности на улицах города и области?

– Сначала, когда только появились патрульные на улицах, нарушители боялись и преступлений было меньше, но потом они привыкли. Вот ТОР (рота тактико-оперативного реагирования – Ред.) почему был создан? Когда патрульные были на вызове, то квадрат оказывался пустым, поэтому мы пошли по примеру других стран и создали ТОР для отработки каждого района. На данный момент, если сравнивать с 2014 годом – уровень преступности уменьшился. За 2019 год по раскрытию преступлений по горячим следам мы вошли в 10-ку раскрытий в сравнении с другими городами.

– Что влияет на уровень преступности и как его можно снизить?

– Проблема в том, что во всем Николаеве очень мало камер наблюдения. Они очень необходимы. В Киеве, например, можно каждую ситуацию проследить, как человек через весь город проходит и каждое третье преступление можно раскрыть с помощью камер. В Николаеве же есть места, где происходит много преступлений, но там нет ни одной камеры. На данный момент по городу 90 камер, даже в Вознесенке больше. У нас есть доступ к безопасному городу, но количество камер и то, в каком они состоянии – это печально. Другая проблема – распитие алкогольных напитков. Я думаю, было бы хорошей практикой запретить продажу алкоголя после 22-23 часов.

– В феврале сообщалось, что двух николаевских патрульных задержали за сбыт наркотиков. Вы тогда заявили, что к таким случаям относитесь крайне негативно. Это единичный случай в николаевской патрульной полиции?

– Да, были такие факты. Когда мы узнали, то работали с внутренней безопасностью и СБУ. Последние двое парней были отстранены за другие дисциплинарные проступки. Мне было сложно это принять. С явлением о наркомании вообще сложно бороться. Мы понимали, что будет большой негатив на патрульную полицию, обвинения в том, что у нас наркоманы. Но те времена, когда подобное скрывалось, прошли. Мы наоборот хотим показывать, в том числе и другим полицейским, что бывает с теми, кто нарушает закон. И я надеюсь, что будет решение суда с реальными сроками. Это будет для всех уроком. Здесь дело в том, что не всегда знаешь, чем занимается патрульный дома, во время выходного. Нет права у командира приехать и проверить, как патрульный живет. Да, они общаются, это почти как вторая семья, но к каждому в голову не залезешь. И когда я спрашивал у них почему так, они сами не смогли ответить.

– Как планируете бороться с подобными нарушениями?

– Мы провели проверку всех лиц, с которыми они общались. Эта ситуация документировалась не один день. Весь состав прошел проверку на употребление наркотиков, нет ни одного нарушения. Каждый день личный состав проходит проверку медсестры, также отдел мониторинга на свое усмотрение может взять и провести на освидетельствование на наркотики любого патрульного. Это происходит каждый день, потому что занимает мало времени. Более того, внимание всех командиров обращено на то, чтобы выявлять подобные ситуации. Командир должен обратить внимание, когда меняется поведение. Кроме того, каждый год весь состав проходит комплексное обследование врачей. В больнице МВД проверяют абсолютно все: от сердечных заболеваний до туберкулеза, тест на употребление наркотиков проводят в том числе.

– Сколько сейчас женщин работает в патрульной полиции Николаевской области? Есть ли какое-то разделение в полномочиях между женщинами и мужчинами-патрульными?

– На данный момент у нас работает 143 женщины, из них 134 – патрульные полицейские. Обязанности между мужчинами и женщинами не разделяются, но есть ситуации, когда девушка более эффективна. Определенные нарушители по-другому реагируют на девушку-патрульную. Во многих конфликтных ситуациях, когда общается девушка, то нарушители не такие агрессивные, и конфликт может погаснуть сразу же. Если же общается патрульный, то иногда возникает эффект соперника, и все усугубляется. Но распределения какого-то между ними нет. Единственное, что при ежегодной сдаче физподготовки есть различия по показателям – нормативы скорости бега разные. Сказать, что к нам стало приходить больше девушек – этого нет. Их всегда в среднем процентов 40% от общего количества полицейских. Нет такого, что мы набираем для патрулирования только девушек, либо только парней. Это зависит от каждого отдельно.

– Сколько старых «милицейских» кадров смогли попасть в новую патрульную полицию? Сколько человек уволили с 2015 года и почему?

– Бывших сотрудников милиции сейчас 126. Они честно выполняют свои обязанности. Вообще с начала работы управления было уволено 209 человек. Основная причина – по собственному желанию. Десять из них уволили за дисциплинарные проступки, в том числе за взятки. Из этих десяти – в прошлом году уволили одного сотрудника за взятку, а в этом – трое попались на наркотиках. Системные нарушения дисциплины происходят тогда, когда человек сам не понимает, куда пришел работать.

– Сколько нужно еще времени на перезагрузку полиции?

– Сколько потребуется времени – зависит от того, что хочет увидеть общество. Готово ли общество к новой полиции? Почему-то мат в отношении гражданина – это нарушение, а вот если обижают полицейского – нет. По этой части будут вноситься изменения. За мат и проявление неуважения в адрес  полицейского будут наказывать. Как говорится, полиция и армия – это то, что заслужил народ.

– Есть ли какие-то разногласия с главным управлением полиции?

– Изначально было недопонимание: почему патрульные такие молодые и к ним такое внимание, чем они лучше, чем мы? Но на данный момент в Николаеве есть полное взаимопонимание между патрульными и ГУНП. У нас взаимопомощь. Нет такого, что «вы новые, а мы старые». Мы делаем одно дело и ответственность не будет на патрульных, или полицейский главного управления, отвечает вся полиция.

интервью, Николаев, патрульная полиция, полиция, Украина

Комментарии (1)

  • Как это нет показателя? Почему тогда экипажи не отпускают на пересменку без определённого количества постановлений и протоколов? 10 админ.материалов для пешиков, забыли рассказать?! А как просите отпустить мажоров по Трукаму, зерновиков и трактористов?

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER