Назад… в милицию

 

В декабре прошел год, как новые полицейские присягнули на верность украинскому народу. Все тогда надеялись, что правоохранительную систему ждет очищение от коррупционеров и взяточников. Впрочем, вместо полной перезагрузки в Николаевской области идет полным ходом обновление старых милицейских кадров и еще небывалый рост преступности.

Когда на улицы Николаева вышли первые патрульные полицейские, общественность восприняла их появление очень оптимистично. Но за год работы копов ситуация с уличной преступностью не только не улучшилась, а даже ухудшилась. Выступая перед журналистами, прокурор Николаевской области Тарас Дунас констатировал резкий рост преступности:

– Я вообще скажу, если мы по области зарегистрировали совершение преступлений против собственности на уровне девяти тысяч преступлений за этот период, то половина из них совершается именно в городе Николаев. Что касается таких тяжелых, как разбойные нападения, то две трети из них также совершается в городе Николаеве. Это свидетельствует о том, насколько Николаев криминализирован в плане уличной преступности.

Примечательно, что проколы николаевских копов бросались в глаза не только николаевской общине, но и всей стране. Так, в конце августа беспомощность николаевских патрульных полицейских, которые не смогли оперативно обезвредить двух так называемых «мажоров», подняла волну возмущения далеко за пределами региона. Впрочем, серьезное наказание копов – участников тех событий не остановило их  коллег от более серьезных проступков.

В октябре в Николаеве поймали на взятке работника разрешительной службы Центрального райотдела полиции Владислава Шумаду. Лейтенант полиции требовал шесть тысяч гривен за разрешение на получение охотничьего ружья, хотя в этом году он проходил переаттестацию, и его признали соответствующим занимаемой должности.

Мы решили спросить у коллег, как так получилось, что он прошел переаттестацию и в то же время не устоял перед взяткой. Разговора не получилось.

– Скажите, пожалуйста, а Шумада Владислав  здесь работал?

– Мы комментариев давать никаких не будем. Делайте официальный запрос, мы вам дадим ответ, – заявил офицер, коллега Шумады.

А в ноябре работники СБУ задержали сразу двух офицеров патрульной полиции, требовавших 300 долларов за возврат документов на авто. Интересно, что один из них был бывший работник расформированной ГАИ и прошел конкурсный отбор в ряды патрульной полиции.

За год работы патрульной полиции в Николаеве был уволен 21 коп. Шестнадцать – по собственному желанию, четыре – за дисциплинарный проступок. Еще двух взяточников сейчас судят. Кроме того, патрульные полицейские 12 раз попадали в ДТП, разбив три машины. Кстати, по количеству уволенных патрульных Николаев на 5 месте после Киева, Одессы, Харькова и Днепра.

Начальник патрульной полиции Максим Ахрамеев пояснил такую текучку кадров в своем ведомстве:

– Кто-то понял, что он не на своем месте; кто-то пришел сказать, что не может психологически наказывать людей, выписывать штраф; кто-то понял, что это не его профессия и ушел. Кто-то был уволен за какие-то дисциплинарные проступки.

Преобразование милиционеров в полицейских – процесс сложный. Аттестационные комиссии из 2135 николаевских милиционеров, которые подлежали аттестации для прохождения службы в полиции, забраковали 382-х. Но старая гвардия не сдается и пытается восстановиться в должности через суды.

Начальник Главного управления Национальной полиции в Николаевской области Юрий Мороз так пояснил большой процент восстановившихся по суду:

– По тем решениям, которые выносят суды, упраздняются только решения об увольнении. Непосредственно выводы аттестационных комиссий не отменяют. На сегодняшний день это, по сути, правовая коллизия, решения аттестационных комиссий не отменяют, а приказ отменяют.

Как работали аттестационные комиссии, хорошо знает бывший «киборг» 79-й десантно-штурмовой бригады, а ныне учредитель известного николаевского СМИ Артем Дыбленко:

– Если оценить работу комиссий, то эта система работает, она универсальная. Рассматривали кандидатов комплексно. Представитель штаба мог задать вопросы по ведению документации, представитель следствия мог задать непосредственно по  новому УПК, который полицейские все очень активно начали учить. Решение принималось коллегиально после ответов на целый комплекс вопросов. Я думаю, это дало неплохие результаты.

Суды в основном встают на сторону уволенных полицейских. По крайней мере, из 267 исков от бывших николаевских правоохранителей, которые не прошли аттестацию, 180 восстановились в органы полиции именно по решениям судов. Интересно, что один из участников так называемого «кривоозерского дела» следователь Василий Трубаченко уже дважды обращался в суд, чтобы остаться в полиции. Он был одним из шести полицейских, «задерживавших» Александра Цукермана. Еще весной он не прошел переаттестацию и восстановился через суд. Затем после ужасной истории в Кривом Озере Трубаченко второй раз уволили из полиции, и он снова подал в суд, требуя восстановить его в должности.

Бывший коп мотивирует это тем, что в суде по «кривоозерскому делу» он имеет статус процессуального свидетеля.

Адвокат и глава «Союза юристов Николаевской области» Максим Коваль считает, что есть несколько причин массового восстановления бывших полицейских через суды.

– Во-первых, есть проблемы законодательного характера – мало оснований для переаттестации; во-вторых, не всегда качественная работа аттестационных комиссий, когда ненадлежащим образом документируются факты, которые легли в основание выводов комиссии. Не совсем корректное представление в судах, когда, может, и есть доказательства, но они по каким-то  причинам не представлены в суд, – подчеркивает он.

Кроме дискредитации реформы, восстановление через суды несет и дополнительный ущерб бюджету страны, ведь после восстановления в должности полицейским платят деньги за вынужденный прогул. В среднем 6-7 тысяч гривен. Если умножить на 180 заявленных и вновь восстановленных полицейских Николаевской области, то выходит кругленькая сумма больше одного миллиона гривен.

– Наверное, – продолжает Максим Коваль, – столь быстрая подготовка сыграла с реформированием полиции злую шутку. Может быть, надо было притормозить, но при этом провести изменения уже к действующему закону, чтобы реформирование не превратилось в некий фарс.

А пока реформа николаевской полиции хромает на обе ноги. Те многочисленные негативные случаи, которые произошли за год ее реформирования, только подтверждают это.

 

Комментарии (1)

  • Уволняются в основном потому что старая система и отдел внутренней безопасности угрожает (может не в прямую), но намекает на подставу, или за сильно правильную службу, кто может доказать свои права, а начальству тупому плевать на ваши права.

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER