COVID-19 на Николаевщине: приказано выжить

Эпидемия коронавируса COVID‑19 пришла в Украину. Случаи заражения смертоносной заразой отмечены во всех областях страны. Николаевская область, как бы неправдоподобно это ни звучало, пока остается единственной, где нет ни одного заболевшего, подтвержденного официально. Стоит все же учесть, что не все больные могут быть выявлены, а также носители без симптомов. Значит ли это, что николаевские медики полностью готовы к глобальной эпидемии и в регионе созданы все условия для выявления и лечения опасного заболевания? Центр проанализировал ситуацию с готовностью лечебных учреждений, медперсонала, а также представителей власти к противодействию зловещей «короне».

На 31 марта коронавирус зарегистрирован в 200 странах мира. Количество заболевших составило более 800 тысяч человек, а количество погибших – почти 38 тысяч. Учитывая масштабы распространения болезни, Всемирная организация охраны здоровья объявила коронавирус пандемией. При этом глава организации Тедрос Аданом Гебрейесус заявил, что мир никогда прежде не сталкивался с пандемией, вызванной коронавирусом, тем более такой, какую можно контролировать.

В Украине первый зараженный был диагностирован 3 марта, а 31 марта количество лабораторно подтвержденных случаев COVID‑19 составило 549 человек. Летальных случаев – 13, выздоровели 8 пациентов.

Из-за угрожающе быстрых темпов распространения болезни, с 12 марта в Украине на три недели был введен карантин, который продлен до 24 апреля. Во всех областях созданы штабы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с эпидемией коронавируса СOVID‑19.

Николаевская медицина: статистика не обнадеживает

Информация о распространении коронавируса COVID‑19 в мире свидетельствует, что даже в передовых странах системы здравоохранения, куда более щедро финансируемые и более организованные, чем в Украине, с трудом справляются с количеством заболевших людей. Что же говорить о наших управлениях охраны здоровья, которые и в «мирное» время не слишком заботятся о пациентах? Журналисты Центра изучили открытые сведения на сайтах Национальной службы здоровья Украины, областного и городского управлений охраны здоровья, направили ряд запросов в различные инстанции.

На сегодняшний день определено, что лечением больных коронавирусом COVID‑19 в Николаевской области будут заниматься четыре медицинских учреждения: Николаевский областной центр лечения инфекционных болезней, Первомайская центральная районная больница, городская больница № 1 и городской роддом № 1. Последнее не просто удивляет, а вызывает еще и тревогу, поскольку крайне опасная инфекция будет находиться совсем рядом с новорожденными детьми, роженицами и их родственниками.

Для приема больных Николаевщина имеет 11 мест изоляции, 998 лечебных койко-мест, 33 койко-места в отделениях интенсивной терапии, 15 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), 19 врачей-анестезиологов.

По этим показателям Николаевская область находится в самом конце всеукраинского списка, заметно отставая даже от ближайших соседей. К примеру, Херсонская область имеет 10 опорных медицинских учреждений, готовых принять больных коронавирусом, 149 мест изоляции больных, 2448 койко-мест для лечения, 58 койко-мест в отделениях интенсивной терапии, 72 аппарата ИВЛ и 64 анестезиолога.

Количество аппаратов ИВЛ и врачей-анестезиологов, умеющих с ними работать, – особо важные показатели. Из практики известно: страшен не столько сам вирус, сколько его тяжелейшее осложнение – быстро развивающаяся пневмония, выжигающая легкие человека в считанные дни. Больным для поддержания состояния потребуется вентиляция легких. При массовом поступлении пациентов, нуждающихся в этом, 15 аппаратов будет явно недостаточно. Это понятно уже сейчас. Что остается заболевшим? Выстраиваться в очередь? Другой вопрос, что и анестезиологов в области также очень мало.

– Даже если дополнительно закупить аппараты ИВЛ на медучреждения, это ещё не означает, что проблема будет автоматически решена. Кто будет эксплуатировать данное оборудование? – задается вопросом глава общественной организации «Всеукраинский Совет защиты прав и безопасности пациентов» Виктор Сердюк.

Ответа на этот вопрос у представителей власти нет. Выход они видят в том, чтобы в случае крайней необходимости перевезти аппараты ИВЛ из других больниц в указанные медучреждения. Об этом неоднократно заявлял глава Николаевской ОГА Александр Стадник. Два аппарата из Николаевской областной клинической больницы уже передали в инфекционку. Сегодня в области насчитывается 209 аппаратов. Сравнивая эту цифру с количеством тяжелобольных в других странах, так и хочется добавить – «всего».

Губернатор также обещал, что в недавно созданном Центре лечения инфекционных болезней больше станет реанимационных коек: с 5-ти нынешних до 55-ти в ближайшем будущем. Каждое койко-место, по словам Александра Стадника, будет оборудовано аппаратом ИВЛ, специальным монитором и кислородным концентратором. Однако никаких конкретных сроков он не назвал. Не будет ли это слишком поздно в условиях стремительно распространяющейся эпидемии?

Не уточняет руководитель области, откуда появится необходимое количество медперсонала, который сможет работать с данным оборудованием. Сейчас в Центре лечения инфекционных болезней работает 140 врачей и медсестер, которым предстоит защитить от смертельного вируса население области, превышающее 1 млн человек.

На вирус – с голыми руками?

Отдельная тема – о защите от вируса самих медиков. На журналистские запросы ответили далеко не все медицинские учреждения. Однако этой информации оказалось достаточно для вывода о том, что и здесь есть проблемы.

Несмотря на заверения чиновников от медицины о готовности медучреждений к встрече с коварным вирусом, на деле ситуация не столь радужная. Судите сами: определенный запас противочумных костюмов, масок, респираторов и прочих средств защиты имеется лишь в Николаевском областном центре лечения инфекционных болезней. В городской больнице № 1 по некоторым позициям положение просто критическое. К примеру, противочумных костюмов там всего 30 штук, также как и респираторов, что составляет меньше 1% от потребности! А рукавиц с длинными манжетами вообще нет.

Андрей Самойлов, главный врач Николаевского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, которому подчинены все станции скорой медицинской помощи, в ответе на наш запрос отрапортовал: имеем достаточно средств индивидуальной защиты медиков. Между тем, указанные 9 пар защитных очков, 10 респираторов класса FFP3 и 30 комплектов противоэпидемических костюмов заставляют усомниться в этом. Средств индивидуальной защиты у врачей скорой помощи недостаточно, сообщил Центру журналистских расследований на условиях анонимности один из сотрудников «скорой».

Справедливости ради стоит отметить, что на сегодня нет надежной защиты и у медиков в других областях. В частности, из Департамента охраны здоровья Херсонской ОГА предоставили целый список недостающих изделий: респираторы, противочумные костюмы, перчатки с длинными рукавами и многое другое – всего на сумму 177 млн грн. Что и говорить, всеобщая беда заставит власти делать финансовые вливания, не сопоставимые с прежними годами.

– Удивляться тут нечему, – заключает эксперт Виктор Сердюк. – Выделять 100 долларов в год на человека и требовать, чтобы система здравоохранения была готова к такой пандемии, смешно! Италия, где выделяли 3 тыс. долларов в год на человека, или те же США с их 15-ю тысячами – и то оказались не готовы!

«Ненужная» больница

В Николаевской области функционируют 17 инфекционных отделений и 1 инфекционная больница. Еще год назад в этом списке числилась и Николаевская детская инфекционная больница – единственное подобное специализированное учреждение на всю область. Ровно год назад эксперты констатировали: из-за подъема грунтовых вод треснул фундамент, стены потрескались, а здание эксплуатировать невозможно.

Сотрудники больницы неоднократно обращались к представителям областной власти с просьбой сохранить трудовой коллектив, поясняя, что они и дальше хотят работать вместе, необходимо только новое помещение. Не видя особой реакции, люди несколько раз выходили митинговать на площадь, но ни глава облгосадминистрации, ни его замы к медикам не вышли. Бывший глава области Алексей Савченко заявлял, что в этих митингах приняли участие «согнанные» люди, а его профильный заместитель Александр Трайтли, отвечающий за медицину, цинично назвал действия медработников «шоу». Мэр Николаева дал было задание подчиненным найти другое помещение для лечебного учреждения, но … его так и не нашли.

Позже в облгосадминистрации задумали построить на территории Николаевской областной инфекционной больницы новый корпус. За 1,4 млн грн сделали проект, но дальше дело застопорилось: оказалось, что 110 млн грн (именно во столько проектанты оценили строительство нового здания) областная власть выделить не может. Обратились к депутатам Николаевского горсовета за софинансированием, аргументируя тем, что в учреждении лечатся и жители Николаева, но согласия от представителей городской власти не получили. Позже стало известно, что недостающие средства на постройку нового корпуса можно будет получить в Государственном фонде регионального развития. Но не раньше 2021 года.

Отдельные медработники из детской инфекционной вынуждены были уйти в областную инфекционную больницу и детскую областную. Значительная часть коллектива, который владеет всеми тонкостями лечения любых инфекций, осталась не у дел. Неизвестно даже, нашли ли эти врачи работу в медицине.

Осенью 2019 года было принято решение на базе областной инфекционной больницы создать новое учреждение – Николаевский областной центр лечения инфекционных болезней, в котором бы лечились взрослые и дети. Но пока центр существует больше на бумаге, чем в действительности: название поменяли, реквизиты сменили, но существенно мало что изменилось. На едином портале использования публичных средств Е‑дата за январь, февраль и половину марта значится: новосозданный центр оплачивает лишь электроэнергию, газ, работу персонала.

Похоже, что пандемия застигла николаевцев врасплох, поскольку опорному, главному инфекционному учреждение сложно взять на себя необходимую нагрузку. Теперь, когда «жареный петух клюнул», местной власти придется решать проблему «с колес» и спешно искать выход из положения. Недосягаемой вершиной выглядит для нас строительство больницы для лечения коронавируса, как это сделали в Китае всего за одну неделю. А ведь в Украине подобная «аховая» ситуация не только с вирусной инфекцией, но и с туберкулезом, СПИДом, онкологией, наркоманией, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями – трудно сказать, где нет критического состояния. Коронавирус обнажил лишь одну-единственную проблему, каких в украинской медицине сегодня тысячи.

У медиков настрой – боевой

Первыми встречать больных с COVID‑19 придется сотрудникам амбулаторий семейной медицины. Мы встретились с несколькими из них. Выяснилось, что и у них проблем немало, однако врачи демонстрируют спокойствие и уверенность и в один голос утверждают, что смогут справиться с наплывом больных коронавирусом. Говорят об этом и медики со стажем, и молодые специалисты.

Арсен Мовсесян работает семейным врачом в амбулатории пять лет и утверждает: он сам и его коллеги готовы отразить атаку пандемии.

– Еще недавно в амбулатории, где я работаю, практически не было индивидуальных средств защиты, и это очень угнетало, – говорит Арсен. – Но потом ситуация изменилась: главврач закупил определенное количество необходимых средств, и теперь мы «вооружены». Это сразу добавило уверенности.

Молодой врач рассказал о том, что для них организовали несколько занятий по действиям с больными с подозрением на коронавирус.

– У нас отработан четкий алгоритм действий, поэтому каждый работник амбулатории знает, что и как нужно делать, – говорит Арсен Мовсесян.

– Мы подготовились к приходу болезни, закупили средства защиты, внимательно изучили протоколы и инструкции по лечению COVID‑19, которые издало министерство, – заверила врач другой николаевской амбулатории, опытный специалист Татьяна Цымбал.

Она рассказала, что в их амбулатории теперь нет выходных: каждый медик готов оказать помощь в случае необходимости, а дежурные врачи ожидают от горожан любые вопросы относительно эпидемии и находятся у телефона семь дней в неделю, включая субботу и воскресенье.

– Настроение у всех боевое, никто из медработников не жалуется и заявлений об увольнении не пишет, – добавила в заключение Цымбал.

Когда амбиции выше государственных интересов

В отличие от медиков, которые изо всех сил стараются подготовиться к приходу пандемии, представители властной элиты демонстрируют противоположный подход к новым вызовам.

Притчей во языцех стал конфликт между главой Николаевской ОГА Александром Стадником и значительной частью депутатского корпуса Николаевского облсовета во главе с ее руководителем Викторией Москаленко. Конфликт тянется уже много месяцев, но сейчас противостояние стало крайне опасным, поскольку распри мешают принимать своевременно решения, от которых зависит здоровье и жизнь жителей области. Стадник и Москаленко даже в такой напряженной ситуации продолжают обвинять друг друга в нежелании сесть за стол переговоров и выработать совместную конструктивную позицию.

Так, выделить из местного бюджета 109 млн грн на медицину депутаты областного совета смогли только 27 марта, когда карантин уже вовсю действовал по всей стране.

В Николаевском городском совете отреагировали намного раньше: еще 17 марта депутаты проголосовали за выделение 45,5 млн грн для преодоления последствий пандемии (на городское управление здравоохранения).

Затягивание с выделением средств привело к тому, что наша область в масштабах страны отстала с приобретением тестов, оборудования и средств защиты для медиков. Их закупки еще даже не начались! По этому показателю область вошла в пятерку регионов в Украине, где местная власть также не торопится делать закупки. А то минимальное количество экспресс-тестов (5 тыс. шт.) и более точных ПЦР‑тестов (1 тыс.200 шт.), которые есть в области, пришли из Киева.

По непонятным критериям определялись учреждения, которые смогут принимать заболевших новым вирусом. Глава ОГА Александр Стадник и руководитель облздрава Павел Георгиев называли Николаевский областной центр лечения инфекционных болезней, Первомайскую центральную районную больницу, городскую больницу № 1 и городскую больницу № 3. Но потом на сайте Национальной службы здоровья Украины появилась информация, что в список вместо горбольницы № 3 включен Николаевский роддом № 1.

Как пояснила начальник Николаевского городского управления охраны здоровья Ирина Шамрай, к которой Центр обратился за комментарием, горбольница № 3 пока не готова к приему пациентов.

– Корпус, который выделен для размещения больных COVID‑19, пока эксплуатировать невозможно. Возможности здания, которому 30 лет, не позволяют подключать к энергоснабжению современную аппаратуру. Сейчас там в авральном порядке идут ремонтные работы. Когда они закончатся, то медучреждение будет готово, если потребуется, принять больных COVID‑19, – пояснила чиновница.

Появление в списке такого учреждения как роддом, который должен быть всячески огражден от инфекций, быть, если можно так сказать, «неприкасаемым», Шамрай объяснила, тем, что там будут принимать беременных женщин с подозрением или диагнозом COVID‑19. Впрочем, можно предположить, что таких пациенток не будет десятки и сотни. А вот то, что на территории роддома в таком случае окажутся другие инфицированные или подозреваемые в заражении, так это точно.

Представитель организации «Доноры Украины» в Николаевской области, член Госпитального совета Николаевского госпитального округа Ирина Руденко считает, что у людей не может вызывать доверия то, что чиновники заявляют одно, а делают другое.

– И мне, и другим гражданам не всегда понятна логика действий должностных лиц, отвечающих за ликвидацию последствий опасной болезни. Это подрывает авторитет власти и укрепляет во мнении, что представители властной команды либо растеряны и не знают, что делать, либо преследуют какие-то свои цели, – уверена общественница.

Экзамен для украинской медицины

О том, что жители города и области мало доверяют власти, свидетельствует активное обсуждение темы коронавируса в николаевском сегменте Facebook. Судя по высказываниям, опубликованным в социальной сети, николаевцы сомневаются в том, что власть предоставляет им полную и достоверную информацию об опасной инфекции и действует достаточно адекватно в сложившейся ситуации.

Видя нарастающее недовольство николаевцев, глава ОГА Александр Стадник вместе с руководителем облздрава Павлом Георгиевым вынуждены были пригласить членов общественной организации «Дорожный контроль» на областную базу специальных медицинских поставок и лично продемонстрировать им тесты, которые получила область.

Без сомнения, глобальная эпидемия коронавируса станет настоящим испытанием на прочность всей системы охраны здоровья в мире, в том числе, и в Украине, и в нашей Николаевской области. Во многих странах смогли не только быстро отреагировать на распространение вируса, выстроить новые или перепрофилировать уже существующие медицинские учреждения, но и бесплатно лечить заболевших.

Государственные бюджеты взяли на себя огромное финансовое бремя, чтобы остановить инфекцию вируса. В Украине же упорно стараются переложить оплату за «медицинские услуги» на плечи граждан. В таком случае об охране здоровья как отрасли вскоре придется забыть напрочь. Самое время задуматься украинским правителям о том, в правильном ли направлении идет реформа медицины, способна ли она противостоять подобным угрозам, обеспечивает ли надежную защиту здоровья граждан в спокойные времена. Пока все эти вопросы остаются риторическими, а ведь своего пика коронавирус в нашей стране еще не достиг…

COVID, больница, коронавирус

Комментарий

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER