Призрак наказания

 

Большинство резонансных преступлений, произошедших в Николаеве и области за последние несколько лет, заканчиваются «пшиком»: либо виновных осуждают на незначительные наказания, либо сразу же после окончания процесса отпускают. А для некоторых фигурантов резонансных историй дело даже не доходит до суда. Почему так происходит, разбирался корреспондент Николаевского центра журналистских расследований.

Преступность пошла на спад?

В феврале на пресс-конференции с участием председателя Николаевской областной государственной администрации Алексея Савченко и представителей всех силовых ведомств прокурор Николаевской области Тарас Дунас громко заявил, что в прошлом 2017-м году уровень преступности заметно снизился: зарегистрировано на 8% меньше преступлений, чем в предыдущем, 2016 – м, а их раскрываемость возросла.

В общеукраинском масштабе, по мнению Дунаса, Николаевская область также выглядит достойно: в 47,3% николаевские следователи находят виновных еще до суда, в то время как в среднем по стране раскрываемость досудебных расследований 39%.

Также, по словам областного прокурора, на 46,1% увеличилось количество дел, направленных в суд.

Однако прокурор области заметно стушевался, когда речь зашла о строгости наказания за наиболее тяжкие преступления, к которым было приковано внимание общественности. Журналисты отметили здесь тревожную тенденцию: одни дела развалились, не дойдя до суда, а в других – исчезли или вышли на свободу главные обвиняемые. Цифры из отчета прокурора также свидетельствуют о том, что практически каждый четвертый обвиняемый избежал заслуженного наказания: на 58% возросло число обвинительных актов, в которых заключались мировые соглашения сторон, и в 2,7 раза больше было сделок прокуроров с преступниками о признании последними своей вины.

Мы помним, как все начиналось

Центр решил проанализировать самые громкие уголовные преступления, произошедшие в области за последние годы, и их финал. Начнем с тех, решения по которым уже вынесены.

Гибель Юлии Каланчевой. В феврале 2011 года 20 – летняя николаевская студентка Юлия Каланчева погибла под колесами иномарки мажора Алексея Казимирова. Суд признал Казимирова виновным и назначил наказание в виде шести лет лишения свободы. Но через пять месяцев после ареста Казимирова адвокаты раздобыли справку о его тяжелой болезни, и Белозерский суд Херсонской области (где отбывал наказание осужденный)  втихомолку освободил мажора от заключения. После этого Казимирова не раз видели в полном здравии и веселом расположении духа в ночных клубах Николаева. Кроме того, несколько раз он становился участником ДТП, хотя был лишен судом  водительских прав на три года.

Судя по фотографии Алексея Казимирова, он ни в чём себе не отказывает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстати, «Мерседес», на котором он сбил девушку, не так давно пропал со стоянки, где он находился по решению суда. Иномарку должны были реализовать, а вырученные деньги выплатить родным Юлии в качестве нанесенного ущерба. Но до сих пор они не получили ни копейки. Полиция почти год разыскивает виновных исчезновения авто, но совершенно безрезультатно.

«Инсулиновое дело». В 2016 году бывший директор Николаевской областной базы специального медицинского снабжения Сергей Леженцев обвинил Оксану Янишевскую, в то время заместителя губернатора Вадима Мерикова, в попытках организовать тендерные махинации при закупках инсулина. Правоохранители завели два уголовных производства, но расследование уже привычно сошло «на нет». Полтора года кропотливой работы следствия в результате свелось к «отсутствию состава преступления».

До прихода во власть Оксана Янишевская боролась с воровством чиновников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом начальницу облздрава Маргариту Капусту, которая якобы была участницей противоправной схемы, все же лишили должности. В развале дела прокурор Тарас Дунас обвинил суд, который не дал санкций на проведение необходимых обысков, что якобы не позволило установить истину.

Сергей Леженцев, который обнародовал вопиющие факты разворовывания бюджета, был шокирован таким развитием событий.

– Я не рассчитывал, что дело так нагло «похоронят». Я уже сожалею, что пошёл против коррупционной системы, ведь теперь чиновница сможет мне отомстить. Как? Ещё не знаю, но думаю, что на работу в госучреждениях мне точно рассчитывать не приходится. Хотя я имею достаточный опыт руководящей работы и могу приносить пользу людям.

Мажоры с улицы Советской. Безобразные выходки на центральной улице Николаева Артема Слободяника и Геннадия Симова, снятые на видео и выложенные в сеть, заставили говорить о нашем городе всю страну. Резкую оценку действиям хулиганов дал бывший советник министра внутренних дел Украины, а ныне народный депутат Антон Геращенко. Телевизионные сюжеты об этой истории набирали множество просмотров по ТВ и в сети. После года рассмотрения дела судья Центрального районного суда назначил дебоширам наказание – два года лишения свободы. Но через месяц неожиданно освободил, применив нормы Закона «Об амнистии в 2016 году».

В суде Геннадий Симов и Артём Слободяник були крайне вежливыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основанием для освобождения стало то, что судья расценил преступление как «средней тяжести», а также то, что у обоих правонарушителей есть малолетние дети. К слову, один из молодчиков – Геннадий Симов после развода с первой женой со своей дочерью давно не живет.

Слушается дело

Обстоятельства рассмотрения в суде ряда кричащих уголовных дел сегодня вызывают сомнения в том, что нарушители закона будут наказаны по всей строгости.

Убийство в Кривом Озере. В последние дни лета 2016 года в Кривом Озере был убит местный житель Александр Цукерман. Его родные, ставшие свидетелями преступления, виновными назвали полицейских местного отдела полиции. Трагедия вызвала бурный протест односельчан, резонанс от которого прокатился по всей стране.

Несмотря на обещания руководства министерства внутренних дел дать принципиальную оценку действиям своих сотрудников и не препятствовать расследованию преступления, приговор до сих пор не вынесен. Комментируя на пресс-конференции причину затягивания принятия решения, Тарас Дунас возложил основную вину на суд.

Мол, после полугода слушаний один из судей был уволен, и дело пришлось передавать в другую судебную инстанцию, где его начали рассматривать заново. Но адвокаты родственников убитого считают иначе. Комментируя Центру ход досудебного и судебного следствия, защитник Виктор Крикун основной причиной непринятия вердикта назвал стремление судей не дать в обиду «своих» и оградить полицейских от строгого наказания.

– Уже полгода дело в Первомайском суде практически не слушается, так как по надуманным причинам заседания постоянно переносятся, – отметил адвокат. – Прокуратура поняла, что имеет дело с профессиональной защитой, и дело не получиться «слить», как они планировали. Поэтому они вообще не заинтересованы в его рассмотрении. И даже если приговор все-таки вынесут, то его с лёгкостью можно будет оспорить, так как судья, председательствующий на процессе, является фигурантом другого уголовного производства.

Из всех участников преступления за решёткой пребывает один - Денис Ляхвацкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взятка Романчука.  Кроме Оксаны Янишевской, в команде экс-губернатора Николаевской области Вадима Мерикова оказалось еще одно должностное лицо, которое заподозрили в злоупотреблении служебным положением – его первый  заместитель Николай Романчук. В июне 2017 года еще одной «николаевской антисенсацией» стало его задержание на взятке в 90 тысяч долларов. Несмотря на многие нестыковки и странности этого дела, которые проявлялись с первых дней, правоохранители громко рапортовали о «достаточных доказательствах вины задержанного». Более того, еще до окончания судебного следствия, Генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что осуждение чиновника такого уровня «вызовет у людей доверие к закону».

Николай Романчук в зале суда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будет ли само осуждение, неизвестно, ведь, попав в суд, дело начало разваливаться. Дотошные адвокаты обнаружили факты, заставляющие увидеть ситуацию с другой стороны. Выяснилось, что злополучный карьер, ставший поводом для взятки, ранее был выделен другой компании, а собственник фирмы, которая якобы хотела получить его в разработку, был неоднократно судимым, соответственно, средств для такой инвестиции у него просто не могло быть. Но самым серьезным контраргументом для следствия стала пропажа главного вещественного доказательства – 90 тысяч долларов, которые якобы получил в качестве взятки Романчук.

Избиение Барашковского. Весть о дерзком избиении активиста Дениса Барашковского в апреле 2017-го года в Николаеве также облетела всю страну. Сам пострадавший уверен в том, что это – месть со стороны перевозчиков, с которыми он «воюет» уже несколько лет.

Денис Барашковский значительное время был вынужден провести в больнице

Несмотря на сомнения самого Дениса и его сторонников в том, что преступление будет раскрыто, правоохранители сработали оперативно. Спустя месяц нападавшие были задержаны. Пострадавший их опознал. Но на суде, по мнению Барашковского, всё пошло не так.

– Полиция так и не нашла третьего фигуранта дела, который сидел в такси и руководил нападавшими. Сами хулиганы, которые были неоднократно судимы, ведут себя во время судебных заседаний очень нагло и развязно. Такое ощущение, что они не сомневаются в том, что находятся под надёжной защитой. Кого? Этот вопрос – а именно тема заказчиков преступления – на суде даже не поднимается. У меня и моего адвоката складывается впечатление, что в суде хотят сделать крайними только хулиганов и, дав им условный срок, отпустить на свободу, – поделился Денис Барашковский.

Нападение на фермера в Веселиново. Нападение на веселиновского фермера Владимира Карпенчука летом 2017 года также потрясло общество своей дерзостью и цинизмом. Четверо бандитов прыснули ему в лицо из газового баллончика, избили, забрали 170 тысяч долларов и, прыгнув в его машину, умчались восвояси. После нападения Карпенчук остался инвалидом по зрению.

Владимир Карпенчук (на фото в очках) не думал, что бандиты так быстро окажутся на свободе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодаря оперативным действиям полиции, трое нападавших были вскоре задержаны. А дальше, когда пришло время передавать дело в суд, начались недоразумения.

В Веселиновском суде не оказалось полного состава коллегии, в Вознесенском – начался «парад» отводов и самоотводов судей, не пожелавших рассматривать это дело. Когда дело наконец-то приняли в Арбузинском районном суде, прошли все сроки, отведенные законом для продления срока ареста. И всех троих подозреваемых, которым «светит» до 15 лет за совершение данного преступления, выпустили на свободу. Двоих из них – граждан Грузии –  уже больше месяца никто не видел. На судебные заседания они не являются, соответственно, можно предположить, что и в стране их уже нет. И снова, по словам прокурора области, виновны судьи.

А вот пострадавший фермер обвиняет в бездействии и прокуроров, и судей: «Я уже не знаю, чего мне ожидать. Затягивание судебного процесса и освобождение этих бандитов свидетельствует только об одном: видимо, их хотят оставить без наказания. Можно ли в таком случае верить в то, что в нашей стране действует закон? Я очень сомневаюсь».

Мультик и все – все – все. Задержание николаевского криминального авторитета Михаила Титова и его подельников стало настоящей бомбой, которая «разорвалась» в информационном пространстве страны в конце минувшего лета.

Смогут ли правоохранители из нескольких областей, которые занимаются делом Михаила Титова в Мариуполе, доказать его вину - покажет время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наградить сотрудников Николаевской прокуратуры за такой «улов» прилетел лично Генеральный  –  Юрий Луценко. Но ход судебного следствия, постепенное смягчение условий ареста фигурантам дела заставляет усомниться, что следователи нашли достаточно доказательств вины главного подозреваемого сотоварищи. Да и само перенесение рассмотрения дела в далекий Мариуполь свидетельствует о том, что уверенности в местных судах у правоохранителей попросту нет.

Убийство в «наливайке». В августе минувшего года в Корабельном районе Николаева в результате бытовой ссоры в пивной палатке был зверски избит водитель маршрутного такси Александр Лукасевич. Спасти мужчину не смогли – он умер на месте драки, не приходя в сознание. Виновник гибели Виталий Барчук в начале 2017-го года только освободился от исполнения наказания, которое ему присудили сразу по пяти статьям уголовного кодекса (хулиганство, грабёж, вымогательство, похищение человека, незаконное лишение свободы). Из семи лет, назначенных судом, Барчук отбыл только половину. За «примерное поведение» его досрочно выпустили из колонии, а потом раньше срока освободили от исправительных работ.

Несмотря на такой послужной список, судьи Корабельного районного суда, а затем и апелляционной инстанции посчитали, что для окружающих Виталий Барчук угрозы не представляет, соответственно, наиболее оптимальным для него средством содержания под стражей на время следствия послужит … домашний арест.

                              Сделка с прокурором

Нарекания прокурора области Тараса Дунаса на судей  заставили нас проанализировать результаты их деятельности. Мы изучили статистику вынесенных приговоров по уголовным преступлениям в области за последние четыре года по данным интернет – портала  «Судебная власть», подсчитали общее их количество, остановившись на, назовём их «мягкими», вердиктах. То есть таких, в которых преступник отделался либо условным сроком, либо штрафом и исправительными работами.

Уровень гуманизма судей Николаевской области оказался достаточно высоким. В 2014 г. в среднем было вынесено 46,7% подобных «щадящих» приговоров; в 2015 г. – 47,2%; в 2016 г. – 51%, а в 2017 г. – 44,8%.

ОТКРЫТЬ В НОВОМ ОКНЕ

При этом количество таких приговоров у судей в районах области выше, чем в областном центре. Так, больше всего подобных приговоров в 2017 году было вынесено в Еланецком районном суде – 62,8%, а меньше всего в Центральном суде Николаева – 23,5%. Подобная закономерность прослеживается на протяжении последних лет.

Отбывание наказания «по полной программе» и раньше заменяли амнистией, а также ст. 75 УК Украины «Освобождение от отбывания наказания с испытанием». Теперь в судах довольно часто используется еще и такая мера, как заключение сделок примирения и виновности. На этапе досудебного расследования они могут заключаться между виновным и пострадавшим, а также – между прокурором и правонарушителем. Вот и получается: каким бы тяжким ни было преступление, приговор – не угроза, ведь всегда можно договориться с прокурором.

                     Есть у реформы начало – нет у реформы конца

Принятый в 2012 году новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины был призван в корне поменять подход к совершению правосудия.  Он должен был исправить ситуацию, когда те, кто «воровал вагонами», отделывались условными сроками, а те, кто стащил у соседа курицу, получали реальные сроки заключения. Новый кодекс позволил судьям назначать наказания в зависимости от обстоятельств дела.

Однако в этом-то и кроется подвох. Проанализировав массу судебных решений за последнее время, можно сделать вывод о том, что справедливые, более «мягкие» наказания получают как раз не те, кто попался «на мелочевке», а лица, совершающие тяжкие деяния.  На деле значительное количество преступников, отделавшись штрафом или лёгким испугом, попадают на скамью подсудимых снова и снова. Безнаказанность позволяет им полностью игнорировать любые законы.

Общество в целом  и простые люди, как всегда, остались при своих интересах. А вот, кто явно выиграл от этого – судейский корпус и прокуратура. Приговоры николаевских судей по самым резонансным преступлениям, да и не только по ним, наталкивают именно на такой вывод. Похоже, что вопросы и в судах, и на этапе досудебного следствия, как решались с помощью денег, так и продолжаются решаться. По всей видимости, о каких – либо реформах в системе правосудия в нашей стране пока ещё говорить не приходится.

Известный николаевский юрист Максим Коваль считает, что в полной мере сейчас работает только один правоохранительный орган – НАБУ. Прокуратуру, полицию и суды нужно ещё реформировать.

– Почему правоохранители не работают? В силу разных причин: низкий профессиональный уровень, отсутствие мотивации, отсутствие денежного довольствия, отсутствия нормального роста для нормальних специалистов. А еще правоохранители не побороли до конца коррупцию в своих рядах, когда многие дела разваливаются и на досудебном следствии, и во время судебного рассмотрения, – говорит Максим Коваль.

Источником коррупции была и остается прокуратура, считает кандидат юридических наук, адвокат Виктор Крикун: «На сегодня прокуратура – это наибольшая коррупционная правоохранительная организация в стране. За решение вопросов в прокуратуре берут сумасшедшую мзду. Причем, по сравнению с предыдущим временем цены за их услуги только выросли».

– Пока прокуратура не будет реформирована, никакого качественного скачка в системе правосудия ожидать не стоит, – убежден теоретик и практик права.

Еще один правозащитник со значительным адвокатским стажем – Александр Бурмагин – считает, что причиной подобной ситуации являются недореформы: “Были хорошие начинания в сфере изменения подходов к осуществлению правосудия на всех ее этапах, как досудебного следствия, так и суда, но, частично разогнав судей, полицейских и прокурорских работников, а также видоизменив внешний «фасад» правоохранительной сферы и судопроизводства, дальше (к внутренним трансформациям) система так и не перешла. По сути, остановилась на полпути”.

 

Мультик, прокуратура николаевской области, суд


Ярослав Чепурний

Журналист-расследователь

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER