Кто «держит» Железный Порт

В марте 2006 года, будучи по делам в Судаке, случайно услышал разговор двух предпринимателей, один из которых, не крымчанин, хотел во время курортного сезона: установить на побережье городок аттракционов. Он спрашивал у своего собеседника, жителя Судака:

– К кому обратиться, чтоб все уладить?

Тот ответил:

– Давай я тебя прямо сейчас с мэром познакомлю. (Дело было на мероприятии, в котором участвовали представители городской власти)

– Да мне твой мэр и на *** не нужен, – заявил иногородний предприниматель. – Ты мне скажи, кто город «держит», с кем решать.

– Ну тогда тебе к…

И была названа фамилия присутствовавшего на том же мероприятии высокопоставленного должностного лица, одного из самых влиятельных людей в Крыму. Формально этот человек никакого бизнеса в Судаке (да и вообще где-либо, так как был госслужащим), разумеется, не имел. Но как я узнал из того случайно услышанного разговора, «курировал» в городе почти все заведения, где отдыхающие расставались с деньгами, и без его «благословения» (конечно, не бесплатного) невозможно было поставить даже ларек.

Попрошайка с… миллионными оборотами

Тот крымский эпизод невольно вспомнился во время прошедшей в Херсоне недавней пресс-конференции председателя Голопристанской райгосадминистрации Александра Богуненко и его заместителя Елены Кравченко-Скалозуб.

На территории Голопристанского района находятся два черноморских курорта – Железный Порт и Большевик. Если последний всегда имел статус, так сказать, бюджетного, куда приезжали любители недорогого и несуетного отдыха, то ситуация с Железным Портом – в точности до наоборот.

ЖП (так в народе переиначили необычное название приморского поселка) – курорт, имеющий репутацию тусовочного, куда немало отдыхающих едут «отрываться». Следовательно финансовые потоки там – весьма «жирные» и «сладкие». И вряд ли нужно быть ясновидящим, чтоб понять: деньги, щедро оставляемые отдыхающими, поступают совсем не в бюджеты.

Александр Богуненко признал, что Голопристанский район – самый дотационный в Херсонской области. Нуждаются в ремонте многие школы и больницы. Кстати, в самом Железном Порту в местной школе в аварийном состоянии  находится спортзал. В поселке нет детского сада.

Куда в таком случае уходят деньги, которыми десятки тысяч отдыхающих расплачиваются в пансионатах, на пляжах, в кафе, ресторанах, развлекательных заведениях? Ведь обороты – миллионные.

«Примерно 95 % предприятий, оказывающих услуги в Железном Порту, не зарегистрированы в Голопристанском районе», – сказал глава РГА.

Александр Богуненко и Елена Кравченко-Скалозуб рассказали на пресс-конференции о проверке Новофедоровского сельсовета, к которому административно относится и Железный Порт.

Неоднократно акцентировалось внимание на то, что такую тему, как ситуация с распределением земли в Железном Порту, еще никто не поднимал.

Казалось бы, вот она – справедливость. Наконец-то хоть один курорт будут «держать» те, кто должен это делать, – местная власть. Наконец-то район, являющийся, по сути, одним из самых «денежных» на Херсонщине, сделает шаг к тому, чтоб перестать быть попрошайкой. Но…             

Аттракцион невиданной… жалости

Что касается проверки, то прошла она весьма впечатляюще. По словам Елены Кравченко-Скалозуб, секретарь Новофедоровского сельсовета Елена Лахтадыр (сельского голову Сергея Руденко, уличенного в мошенничестве и подлоге, отстранили в прошлом году) в ее присутствии написала письмо в РГА о том, что проверка невозможна, так как нет на месте заместителя сельского головы по работе исполнительных органов. Далее работу сельсовета сотрудники райадминистрации проверяли по документам, к которым смогли получить доступ в райцентре: разного рода письма, отчеты и другие документы, которые сотрудники сельсовета по долгу службы отправляли в районные структуры.

Но и в таких стесненных условиях представители областной власти нашли множество  нарушений в сфере распределения земли в Железном Порту и в других сферах. Кому-то выделили землю для застройки, хотя не имели права этого делать, так как в штате сельсовета нет архитектора, чтобы согласовать проект. От кого-то, наоборот, требовали ежегодно получать разрешение на работу их объектов при том, что по закону никакое разрешение не нужно. Можно сказать, не глядя, подписывались документы на размещение разного рода объектов в стометровой зоне возле моря, которая согласно требованиям безопасности должна быть девственно чиста. Сельсовет выдавал Паспорта пляжей, тогда как это – полномочия исключительно областной власти. Из шести работающих на курорте фирм, оказывающих услуги по перевозке людей на водном транспорте, соответствующую лицензию имеет только… одна. Игнорируются правила безопасности при монтаже и эксплуатации электрооборудования. И так далее.

7 июля 2015 г. Железный Порт. Очередь к одному из немногих банкоматов (фото из соцсетей). На курорте, приносящем воротилам огромные прибыли, инфраструктура, мягко говоря, оставляет желать лучшего..

По словам Александра Богуненко, и статус множества объектов, расположенных в Железном Порту, мягко говоря, вызывает вопросы.

«Территория курортной зоны в Железном Порту – 526 га. В расположенном неподалеку селе Большевик – 115 га. В Большевике – 115 субъектов хозяйственной деятельности, в Железном Порту – 54. В основном это – пансионаты. Но в Железном Порту застройщикам выдано 524 кадастровых номера. То есть, объекты есть. Это – частные домовладения. Есть и «дачи» на 60-80 койкомест, которые сдаются отдыхающим», – сказал глава райадминистрации.

То есть, деньги, вырученные с этого бизнеса, утекают… Куда?

Да туда же, куда и деньги мелких предпринимателей, которые «отстегивают» за право работать на курорте.

И что областная власть намерена делать, чтоб прекратить весь этот беспредел? Обратилась в прокуратуру. Провела пресс-конференцию. И… И – пока все.

«Люди, которые с нетерпением ждут начала курортного сезона, чтоб за это время заработать пропитание на целый год, не виноваты. Они влезают в долги, чтоб заплатить за возможность разместить торговую точку. Если сейчас мы инициируем принятие жестких мер, разгоним их, то этим навредим самым незащищенным. Будем наводить порядок, когда закончится сезон: добиваться, чтоб субъекты хозяйствования легализовывались, регистрировались на территории района, платили налоги», – заявил Александр Богуненко.

То есть, человек, «отваливший» нечистоплотному дельцу или коррумпированному чиновнику от 2-х до 4-х тысяч долларов за возможность разместить торговую точку, получается, еще и купил себе своего рода «индульгенцию» в виде жалости главы РГА.

Услышав обо всех этих проявлениях любви к полулегально и нелегально работающим предпринимателям, я невольно вспомнил о разговоре с бывшим американским полицейским, приезжавшим в Украину несколько лет назад в составе одной из гуманитарных миссий. Он рассказал, что в его городе в восьмидесятые годы, наверное, не было места, где не продавали бы наркотики. И этот бизнес «крышевали» весьма влиятельные люди. Тогда полицейские приняли решение: самым жестким образом «прессовать» мелких наркосбытчиков, не поддаваться на призывы «понять и простить», войти в положение: мол, они – из бедных семей, на скользкую дорожку встали от безысходности… И наркопреступления пошли на спад: уменьшилось количество желающих брать товар у оптовиков и сбывать в розницу.

И в случае с работающими за «отстежку» предпринимателями в Железном Порту правильная ли политика – «понять и простить»? Да, те, кто «отстегивал», – единственные, кто на виду, кто вынужден подставляться, рисковать. А реальные воротилы вряд ли «при делах». И не исключено, что едва ли не единственный способ повлиять на воротил – создать невыносимые условия для тех, кто «отстегивает», чтоб не возникало желание в следующем сезоне отдать немалую сумму «дяде». Тогда и «дяди», может быть, задумаются.

Разумеется, для такого решительного шага нужны и воля, и определенная доля «безбашенности», но это уже – проблема выбора.

Александр Богуненко решил жалеть участников коррупционных схем. Да, участников – мелких, идущих на незаконные действия не от хорошей жизни, но в итоге обеспечивающих хорошую жизнь тем, кто кормится с «отстежек».

Так кто же «держит» ЖП?

Вернемся к рассказу заместителя главы Голопристанской РГА Елены Кравченко-Скалозуб о неудавшейся попытке очной проверки Новофедоровского сельсовета. Тот эпизод – весьма показательный. Отфутболив представителей областной власти, секретарь совета дала понять, что сейчас совсем не чиновники – главные на этой приморской территории, где вовсю идет курортная «жатва».

Надо полагать, и руководители РГА это понимают. На просьбы журналистов назвать фамилии людей, стоящих за всем описанным выше безобразием, глава райадминистрации только сказал, что в Железном Порту все де факто принадлежит пяти людям. А фамилии пообещал назвать когда-нибудь потом. Правда, более молодая и менее опытная Елена Кравченко-Скалозуб проговорилась и когда шла речь и приватизации прибрежной зоны, назвала Алексея Тышкевича – херсонского предпринимателя, бывшего депутата облсовета:

«Когда обанкротился пансионат «Золотая нива», он имел доступ к документам».

Алексей ТышкевичТышкевич – известный человек на Херсонщине.

В том числе и благодаря скандальным событиям, связанным с Железным Портом. В 2011 году контролируемое предпринимателем ООО «Интертрейд групп Эл. Эл. Си» (Intertrade group LLC) приватизировало очистные сооружения Железного Порта. И только в 2012 году прокуратура Херсонской области смогла, пройдя несколько судебных инстанций, вернуть стратегически важный объект в коммунальную собственность.  

А в прошлом году Тышкевич подвергся нападению со стороны херсонского судьи, которого когда-то обвинил во взяточничестве, тем самым разрушив служителю Фемиды карьеру. И та история тоже связана с Железным Портом и с переходом в частные руки пансионата «Золотая нива».

Примечательно, что во время пресс-конференции как только упоминались конкретные фамилии глава Голопристанской РГА пытался переводить разговор на другую тему.

Тем не менее, определенные подробности все же «всплыли». Благодаря присутствовавшему на пресс-конференции Алексею Непрозванному – общественному деятелю, а в прошлом – предпринимателю.

Он рассказал о многолетнем конфликте с администрацией одного из рынков Железного Порта: администрация вместо обещанной предпринимателям субаренды предложила им взять в пользование их же торговые модули, магазины и другие объекты, которые предварительно приписала к рынку.

«Мы все строили за свой счет. Директор ООО «Паритет», являющейся владельцем рынка, Сергей Бень, пообещал, что предприниматели станут субарендаторами земли. Но потом администрация рынка все сделала так, что предприниматели должны были вносить рынку арендную плату за свое же имущество», – сказал Алексей Непрозванный.

По его словам, дело не двигается с мертвой точки на протяжении семи лет. Обращения в прокуратуру ничего не дали.

«Бень – из той же компании, что и Руденко (бывший председатель Новофедоровского сельсовета, – авт.). А в том рынке имеют долю и милицейские, и прокурорские работники», – заявил Непрозванный.

Насколько соответствуют действительности эти слова, трудно сказать. Однако если говорить о Голопристанской прокуратуре, то некоторые ее руководители и вправду достойны внимания.

Сейчас районной прокуратурой руководит Сергей Бережной, приходящийся, как пишут в СМИ, кумом нардепу Федору Негою (сейчас – внефракционный, ранее входил во фракцию БПП).

Фото с сайта Аntikor.com.ua

Его предшественником был Андрей Коваленко – племянник экс-нардепа от КПУ Катерины Самойлик. Сейчас Коваленко – начальник управления представительства интересов граждан в суде прокуратуры Херсонской области.

В СМИ пишут, что «Коваленко запомнился десятикратным повышением «тарифов» на крышевание бизнеса на побережье». Писали и о том, что Коваленко якобы решал, с кем из предпринимателей заключать договора на аренду пляжей.

Федора Негоя, родственник которого стал новым прокурором курортного района, одного из крупнейших предпринимателей Херсонщины, называют неформальным лидером Цюрупинского и Голопристанского районов. Ходят разговоры о переделе сфер влияния, о вытеснении «старой гвардии» и ее ставленников с «хлебных» мест на побережье.

На той пресс-конференции назывались и другие фамилии, в частности, – некоторых депутатов Новофедоровского сельсовета, якобы обслуживающих «курортную мафию».

Увы, в том, что такая «мафия» в Голопристанском районе есть, сомнений быть не может. Как и в том, что неплохой гешефт с беспредела в курортной зоне имеют некоторые высокопоставленные и влиятельные люди. И «держат» курорты совсем не те, кто должен делать это согласно закону. Они лишь предпринимают робкие попытки изменить ситуацию. Но насколько успешными будут эти попытки – еще вопрос.

Железный Порт, курорт, курортная зона

Комментарии (2)

  • Да был я пару раз в Железном Порту. Редкий гадюшник. Мрази сделали для себя корыто и наживаются. Херсонская власть в доле. Короче там по моему только физическое уничтожение, может что то дать.

  • типа если ж.п. отберут правосеки там будет по другому? не смеши.. будет шняга ещё хуже… сала хероям.

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER