Жизнь после боя: всё с чистого листа

С началом военных событий на Донбассе жизнь молодого адвоката Евгения Федорова кардинально изменилась. Одним из первых он, коренной дончанин, отправился защищать Родину от российских захватчиков. Однако, получив ранение, Евгений был вынужден забрать жену и 5-летнюю дочь, покинуть родные края и отправиться на поиски нового дома. Сегодня на новом месте «донецкий» юрист не только обустраивает жизнь собственной семьи, но и пытается помочь другим переселенцам.

Успешный и счастливый


До 2014 года Евгений Федоров  занимался юридической деятельностью в своем родном городе Донецке. Он мог с уверенностью сказать, что в его жизни полный порядок: есть счастливая семья, рядом – любимые жена и дочь, есть прекрасная работа, а полный комплект дополняет собственное комфортное жилье и машина.   

–  Мне настолько нравилось то, чем я занимался, что на работу я приходил с каким-то особым воодушевлением и желанием, – рассказывает Евгений. – У меня был свой офис, я ни от кого не зависел. Да еще и не каждое дело хотел брать, выбирал. Всегда старался вникать в самые запутанные дела.

Однако события, которые разворачивались с начала 2014 года, перевернули жизнь всей семьи.

Евгений вместе с женой Оксаной

Появление  неизвестных лиц в форме с символикой так называемой «Донецкой народной республики», многочисленные митинги и призывы отделиться от Украины, которые изначально Евгений не воспринимал всерьез, говорили  все же о предстоящих тревожных переменах.

–  Изначально мое отношение к тем событиям, которые происходили у нас, на главной площади в Донецке, было довольно-таки ироничным. Я понимал, что всё это фарс, –  вспоминает Евгений. – Мало кто помнит, что о так называемой Донецкой народной республике заговорили ещё во времена оранжевой революции. Уже тогда в центре города появились неуклюжие палатки, развевались эти безумные флаги. Неадекватные люди раздавали «паспорта» граждан «ДНР», и тогда это всё воспринималось не иначе как неудачная шутка.

Евгений не желал мириться с тем, что какие-то непонятные личности могут оказаться у власти и устанавливать свои порядки, пытаясь управлять жизнью других людей. 34-летний адвокат был одним из немногих жителей Донецка, кто поддержал Майдан, а затем добровольцем вступил в батальон «Днепр – 1».

– На тот момент шла борьба не с русской агрессией, а фактически с отрядами бандитов,  с теми «гопниками», которые вчера мыли мне машину и просили на пиво, а сегодня вдруг посчитали, что они – сильный социальный «лифт» и уже поднялись на такой этаж, что могут с оружием в руках вершить мою судьбу, – подчеркнул Евгений.

Жена Евгения, Оксана, конечно же, переживала за мужа, однако не отпустить его на фронт не могла.

–  Я не была удивлена решением мужа, ведь он такой человек, что будет защищать свой дом и страну, – говорит она. – Ждать помощи нам было неоткуда. Никто другой не пришел бы и не защитил. Оставалось брать управление ситуацией в свои руки и идти сражаться.

Война – это боль

Первый бой Евгения состоялся под поселком Седово в Новоазовском районе Донецкой области. Тогда сдерживать нашествие российских оккупантов пришлось с помощью старого автомата и ручного гранатомета.

Когда в июле война подступила вплотную к Донецку, Евгений, не раздумывая, отпросился из части домой и сказал родным собираться в дорогу: «Приехал рано утром в Донецк из Днепра, забрал с паркинга машину, посадил маму, дочку, жену и повез в Кривой Рог к родственникам. Через четыре часа начался обстрел Донецка».

Покидая родные края, Федоровы были уверены, что уезжают ненадолго и вскоре смогут вернуться обратно: «Думали, что на месяц. Потом задержались в Кривом Рогу до осени, затем – до зимы. Позже поняли, что ждем возвращения напрасно», – вспоминает Оксана.

– Самое сложное заключается не в том, что приходится отказываться от каких-то материальных благ, а в том, что не можешь вернуться в город, в котором прожил всю жизнь. Не можешь приехать домой к родителям, сходить на кладбище, да и просто прийти к себе домой.

Убедившись, что родные находятся в безопасности, Евгений поспешил снова на фронт. Там, как вспоминает боец, самым страшным для него казался плен: «Тогда уж лучше сразу себя застрелить».

Невероятной болью в душе Евгения отзывалась гибель каждого боевого товарища, которого приходилось терять в жестоких боях с врагом.

Рассказывая о невосполнимых человеческих потерях на войне, молодой воин возвращается мыслями к событиям осени 2014 года, когда он сам оказался на грани жизни и смерти. Военный автомобиль с  Евгением и его сослуживцами попал под обстрел, водитель не справился с управлением и на огромной скорости врезался в стоящий на дороге танк. Тогда бойцу чудом удалось выжить, а от сильнейшего удара Евгений едва не лишился руки.

Несмотря на тяжелое ранение,  после нескольких месяцев лечения в госпитале Евгений Федоров вернулся на передовую. Однако из-за непрекращающихся болей в руке ему пришлось покинуть батальон.



В поисках нового дома

Вскоре после демобилизации, уже находясь со своими родными, Евгений четко осознал, что надежды на возвращение в Донецк совсем не осталось. Он понимал, что жизнь нужно начинать заново. Причем там, куда забросила их судьба.

– В Донецке у нас осталось много имущества, – говорит Евгений. – Там у меня была четырехкомнатная квартира, я вот только купил её в кредит. Остался офис, из которого я не могу забрать ни мебель, ни оргтехнику. Кстати, в этом помещении сейчас обосновался какой-то депутат «Донецкой народной республики».

Полгода молодой адвокат путешествовал по Украине в поисках жилья для своей семьи, и, наконец, в апреле 2016 года они остановились в южном городе Николаеве.

При переезде Федоровы столкнулись с практически не решаемыми пока проблемами.  Кто бы мог подумать, что, имея донецкую прописку, так трудно будет арендовать жилье?

– Оказывается, прописка играет большую роль. – говорит Евгений. – Как только хозяева жилья узнают, откуда мы, – сразу другой разговор. Многие опасаются, что завтра мы соберемся и уедем, не останемся надолго, переживают за нашу возможную неплатежеспособность. Предполагают, что за нами приедут другие родственники, и что вообще «разнесут» квартиру. Мы объясняем, что все это напрасные опасения, но часто людей переубедить нельзя.

Если бы не помощь знакомых, которые с пониманием отнеслись к положению, в котором оказались переселенцы из Донецка, поиски квартиры длились бы не один месяц.

Директор областного благотворительного фонда «Новое Столетие» Валентина Макарова, которая с 2014 года занимается проблемами внутренне перемещенных лиц, отмечает, что очень часто из-за сложившихся стереотипов переселенцы испытывают огромные трудности не только в поиске квартиры, но и при устройстве на работу.

–  Да, местные жители неохотно сдают им жилье, потому что ходят вот такие разговоры, за приезжими уже тянется своеобразный шлейф опасений. Во-вторых, им вдвойне тяжелее трудоустроиться. Как правило, переселенцы имеют   специфические профессии, а переобучения для них практически нет. Приезжают шахтеры, специалисты по метрологии, имеющие свою, узкую направленность, характерную для экономики того региона, где они жили раньше. Здесь же  эти профессионалы с трудом находят себе применение.

Кстати, государство, кроме как копеечными пособиями, в общем – то никак не помогает людям, вынужденным сорваться с насиженных мест. Представить только: размер государственных выплат на семью, независимо от количества членов в ней – 5 или 11 человек – не может превышать 2 тыс. 400 грн. в месяц!

–  Кто-то приехал со своими сбережениями, какие-то небольшие предприятия выехали, инициативные группы людей. Они поддерживают сами себя, да еще «тянут за собой» других. Но все приезжие остались наедине со своими трудностями. Они никому не нужны. Никто не решает их проблем, – делает вывод Валентина Макарова.

Жизнь продолжается

Не ожидая многого от представителей власти, переселенцы берут инициативу в свои руки. Обосновавшись в Николаеве, Евгений Федоров продолжает заниматься адвокатской деятельностью, а также руководит проектом «Жилье для участников АТО», который предусматривает строительство жилого дома для военных и переселенцев.

В следующем, 2017 году планируется найти земельный участок, оформить на него проект и сразу же приступить к началу строительства. Успех всего мероприятия, конечно же, зависит от того, сколько средств и как быстро удастся найти.

Сегодня Евгений Федоров вместе с главой Николаевского филиала общественной организации «Украинская ассоциация инвалидов АТО» Ильей Шполянским работает над получением финансовой поддержки от международных доноров, в частности, от ООН. Вместе с тем, они разрабатывают и варианты частно-государственного партнерства, при котором часть расходов возьмут на себя будущие владельцы квартир, а что-то – компенсирует местный бюджет.

При удачной реализации проекта жильем будут обеспечены 72 семьи переселенцев и участников АТО.

Трудности, с которыми столкнулась семья Федоровых, перевернули их жизнь. Во время войны они обрели новую цель в жизни.

–  В связи теми событиями, которые происходят в жизни, произошла переоценка ценностей. Раньше мне была важна карьера, а сейчас мне это совсем не важно. Мне надо, чтобы ребенок ходил на танцы, рисование, посещал все кружки и не сидел до 7 часов вечера в садике как брошенный и одинокий, – говорит Оксана.

Сегодня Федоровы остаются в Николаеве. Евгений чаще проводит время с женой и дочерью, активно занимается правовой и общественной деятельностью. При этом, вспоминая родные края, он однозначно может сказать: пока в Донецке над администрацией не будет флага Украины, он туда не вернется: «А если вернусь, то будет ли это тот Донецк, который был раньше?».

Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады

адвокат, АТО, Война, Донбасс, Донецк, Николаев, переселенцы

Комментарии (1)

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER