Николаевским журналистам удалось через суд обязать благотворительный фонд при вузе обнародовать информацию о своих доходах

Николаевский окружной административный суд своим решением признал неправомерными действия Николаевского местного благотворительного фонда поддержки образования и науки «Университет 21-го столетия», который действует при Николаевском национальном аграрном университете, в том, что он отказал в предоставлении публичной информации репортерам Центра журналистских расследований.

Юридическую помощь в подготовке иска оказал Институт развития региональной прессы.

Решение суда также обязывает сотрудников фонда в течение пяти дней предоставить всю запрашиваемую информацию.

Журналисты обращались в фонд с просьбой предоставить информацию о том, сколько средств было получено от «благотворителей» с 2010 по 2014 годы, на какие цели были потрачены эти средства, а также сколько сотрудников работает  в фонде и размеры их должностных окладов.

Информационный запрос журналисты подготовили, проводя журналистское расследование о поборах со студентов в аграрном университете, о чем сайт НЦЖР писал в декабре 2014 года в публикации «Знания на продажу».

Как выяснили расследователи, через фонд «Университет 21-го века» студенты вынуждены платить за так называемые «дополнительные услуги», то есть за восстановление после отчисления или же при поступлении на второй или третий курс после колледжа. Даже по приблизительным подсчетам суммы перечислений в фонд за год превышают 1 млн. грн.

Медиа-эксперт, юрист Института развития региональной прессы (г. Киев) Александр Бурмагин назвал принятое судом решение в своем роде уникальным, поскольку впервые в истории украинской журналистики частный благотворительный фонд обязан будет предоставить информацию о своей деятельности.

«Это, действительно, прецедент, – прокомментировал А. Бурмагин решение Николаевского окружного административного суда. – Во-первых, до сих пор еще никто из журналистов не доходил до суда по поводу всех этих благотворительных фондов, созданных при больницах, вузах, коммунальных учреждениях. Практически во всех существуют так называемые фонды-«присоски», через которые проходят многие миллионы гривен.

Тема эта закрытая в том плане, что эти фонды не публичные, они никогда никому не отчитываются. И почему они настолько закрыты, совершенно понятно.  

Принятие закона о доступе к публичной информации предоставило возможность – хотя и теоретическую – судиться и требовать эту скрытую информацию. Однако с 2011 года никто до суда не доходил и не ставил этот вопрос перед судом. Получается, что дело Николаевского аграрного университета в этом смысле достаточно эксклюзивное».

Бурмагин пояснил, в чем заключалась трудность при принятии судебного решения.

«Истцу необходимо было доказывать в суде, что это общественно значимая информация, а также наличие статуса распорядителя информации – благотворительного фонда. Это один из ключевых моментов, поскольку благотворительные фонды де-юре являются частными, и получить доступ к их информации можно, только доказав наличие общественного интереса в том, что у них просят. В данном случае суд первой инстанции согласился с нашими аргументами».

Как отметил медиа-эксперт, если в данном деле не будет обжалования и сформируется минимальная практика, то потом, используя этот опыт, можно  будет получать доступ к информации подобных «квази-благотворительных структур», по крайней мере, через суд.

«Объем этой информации очень велик, потому что такие фонды действуют  аналогично в районных, городских, областных больницах, при многих вузах, при  коммунальных учреждениях, которые предоставляют различные услуги. Это легализация поборов, которые достаточно сомнительные  с точки зрения законодательства», – отметил Александр Бурмагин.

 

благотворительный фонд, журналисты расследователи, суд, Центр журналистских расследований

Комментарии (3)

  • еще та кормушка!!!!

    Так ведь это же “изобретение” наших ученых)))))))) Этот фонд и был придуман как средство сколачивания бабок, выкачивания их из родителей провинившихся студентов и т.д. Поплавские, шебанины у нас и стали “успешными” менеджерами((((((( Они же и должность придумали “почетный профессор” для нужных людей во властных кабинетах. Там если копнуть, то много чего интересного можно будет узнать: сколько, кому платилось как “почетному профессору”.

  • не надо лялля

    Что значит нет обоснования? Решение принято 5 марта с.г., ответчик подал апелляцию

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER