Подвальный «развод»

 

Для большинства николаевцев вход в подвальные помещения их собственных домов давно закрыт, поскольку у этих помещений есть другие собственники. При помощи узаконенных коррупционных схем чиновники, депутаты и предприниматели арендуют, а затем и выкупают вспомогательные помещения многоэтажных жилых домов. При этом жильцы лишаются доступа к коммуникациям, а также тех средств, которые могли бы использовать на содержание дома.

Доступ запрещен!

Развитие бизнеса было бы невозможно без использования коммунальной собственности. Однако в этой сфере в нашей стране как всегда не обошлось без сильных перекосов в сторону ущемления прав рядовых жителей. В тихом сговоре между собой чиновники горсовета, коммунальщики, депутаты и бизнесмены начали распродажу подвалов, чердаков и других вспомогательных помещений многоэтажек, не считая нужным даже извещать жильцов.

Всеобщая «раздача» подвалов и бурная деятельность их новоявленных хозяев, безусловно, создают явную угрозу целостности зданий и, как правило, лишают жильцов доступа к коммуникациям для проведения ремонтов, и что особо непозволительно – в случае повреждения сетей.

– Когда прорвало трубу, у нас аварийная ситуация: вода бежит, этажи топит, а мы ищем ключи. Мы не можем попасть в подвал, – рассказала журналистам Любовь Николаевна, жительница дома по ул. Лазурной, 26, в котором сотрудники ЖКП «Бриз» попросту отобрали у владельцев квартир ключи от подвальных помещений.

Не подпускали к подвалу и жильцов многоквартирного дома по пр. Центральному, 6. Начальник ЖЭКа № 1 ЖКП «Бриз» Любовь Мороз почему-то решила, что может распоряжаться подвалом, как своей собственностью, начисто забывая об интересах людей, живущих в доме. Жильцы рассказали корреспондентам Николаевского центра журналистских расследований о том, что арендатор, производя в подвале незаконные ремонтные работы, снес часть капитальной стены, отчего по фасаду строения, которому больше 50 лет, пошли трещины, и к тому же не спешит вывозить груды строительного мусора.

Помощник депутата горсовета Владимир Николайчук, прибывший на место конфликта по просьбе домовладельцев, пояснил, что вся ответственность в данной ситуации лежит на руководителе коммунального предприятия.

– Начальник ЖЭКа должна была контролировать, как арендатор ведет свою деятельность, поскольку она ему предоставила помещение, заметьте, незаконно, ведь подвалы – вспомогательные помещения для обслуживания коммуникаций, – сказал Владимир Николайчук. – Она вообще не имела на это права, поэтому все вопросы должны быть к ней.

 

Отрезанными от коммуникаций оказались и жильцы дома по ул. Генерала Карпенко, 20/3, где в настоящее время также столкнулись с проблемой незаконной реконструкции подвального помещения. Часть несущей стены там убрали работники ООО «АТБ-Маркет», арендующее почти 800 кв. метров подвала у ООО «Производственно-коммерческая фирма «Магазин № 301», которое приватизировало его еще в 1997 году.

Как подвал вы назовете …

История отчуждения коммунальной собственности и перехода ее в руки «сильных мира сего» начиналась в конце 90-х годов, когда выпущенная на волю инициатива первых предпринимателей обратилась на все, из чего можно сделать деньги. Они быстро смекнули: то, что было народным, легко сделать собственным.

Сейчас вряд ли уже кто вспомнит точно, как появилась преступная схема, позволяющая любое помещение многоквартирного дома «подвести» под выкуп, а затем продать «нужным» людям. Скорей всего, это было коллективное творчество чиновников, депутатов и деловаров-предпринимателей. А придумали они вот что: подвалы, чердаки, котельные и другие помещения домов для начала сдаются в аренду, арендатор делает там улучшения (!) на сумму не менее 25% от его стоимости (скажем, побелит стены), и  … оля-ля: получает полное право выкупить его!

Таким образом происходило растаскивание коммунальной собственности не только в Николаеве, а и по всей Украине, что привело к тому, что в 2004 году после многочисленных скандалов с нахальными новыми «собственниками» Конституционный суд Украины вынужден был разъяснить: «Вспомогательные помещения (подвалы, сараи, кладовки, чердаки, колясочные и т. д.) передаются безвозмездно в общую собственность граждан одновременно с приватизацией ими квартир (комнат в квартирах) многоквартирных домов. Подтверждение права собственности на вспомогательные помещения не требует осуществления дополнительных действий, в частности, создания объединения совладельцев многоквартирного дома, вступления в него».

Однако фантазия чиновников понеслась дальше, и вместо слова «вспомогательное помещение» был изобретен такой термин, как «нежилое помещение». Вот так, назвав подвалы и иже с ними просто другим словом, стало возможным осуществление крученой схемы: «аренда – улучшения – выкуп».

Надо и о себе любимом подумать

Изобретенное чиновниками понятие «нежилое помещение» стало причиной того, что в 2010 году жильцы  дома № 64А в самом центре города, на ул. Шевченко и Советской, проиграли все суды вплоть до высшей инстанции. На этом проходном месте всегда располагались самые дорогие магазины, поэтому приобретение такого козырного подвальчика оправдывало себя изначально.

У подвала дома № 64А было несколько собственников, однако знающие люди говорят о том, что настоящим его владельцем является экс-депутат Николаевского городского совета, бывший начальник ЖКП «Черноморбытсервис» Иван Назаренко. Как оказалось, бывшие и нынешний собственник в свое время работали в ЖКП «Черноморбытсервис» и были связаны тесными деловыми узами.

По словам жительницы дома Татьяны Арутюнян, чтобы скрыть свою причастность к незаконной приватизации и не лишиться должности, Назаренко ловко действовал через подставных лиц, своих подчиненных.

 – Михаил Коваленко у него работал шофером, когда Назаренко был начальником в ЖКП «Черноморбытсервис», Анна Тараненко – бухгалтером, – рассказала Арутюнян. – Когда их спрашивали по поводу помещений, они ничего не знали. Люди давали паспорта, как это сделала первый арендатор подвала Наталья Маковей, на которую сначала была оформлена аренда, а затем и приватизация.

Служебное положение Иван Назаренко дальновидно использовал для  улучшения собственного благосостояния и приобретал подвалы не только в доме по ул. Шевченко, но и в других домах, относящихся к «Черноморбытсервису», говорит Татьяна Арутюнян. А надежным подспорьем в этом был его депутатский статус: в течение двух созывов – с 1998-го по 2002-й годы, а также с 2002-го по 2006-й годы он входил сначала в земельную депутатскую комиссию, а затем – и в наиболее соответствующую его коммерческим интересам – комиссию по управлению коммунальной собственностью. Благо в последнем созыве помощником выступал также и сын Вадим.

В подвале Назаренко произвел впечатляющие «улучшения»: перенес тепловой узел, отчего в некоторых квартирах уменьшилось теплоснабжение, углубил почти на метр фундамент для бассейна с сауной (его вовремя остановили) и снес капитальную стену, из-за чего дом может сложиться как карточный домик.

Не желая терпеть беспредел и опасаясь за свою жизнь, жильцы неоднократно судились с Назаренко. Дошли до Верховного суда Украины, но и он отклонил кассационную жалобу, поскольку в то время законодательно не были определены понятия «вспомогательное» (необходимое для эксплуатации дома) и «нежилое» помещения. Такой закон – «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» – появился лишь в июле прошлого года.

 – Тогда суд не встал на сторону жильцов, хотя совершенно очевидно, что все коммуникации проходят через подвал. Деньги Назаренко оказались гораздо весомее, чем техническое заключение специалиста, – заявила Татьяна Арутюнян.

Несмотря на все наши усилия, связаться с Иваном Григорьевичем  и задать ему несколько вопросов не удалось: его телефон ограничивает возможность входящих звонков, персонал магазина, который арендует подвал, утверждает, что с ним связи не имеет, соседи сообщили, что он в отъезде, а по оставленному нами телефону позвонил сын Вадим Иванович, который, по сути, на поставленные вопросы не ответил.

Учету не подлежит

Чтобы понять, что в целом происходит по городу с продажей подвалов жилых домов, мы обратились с запросами в Департамент ЖКХ горсовета. Однако подобной информацией чиновники делятся крайне неохотно.

Начальник отдела реформирования коммунального имущества Виктор Богданов в ответе редакции на 4-х листах сообщил, что «готового продукта  информации в том формате, в каком вы желаете ее получить, не существует», а потому предоставить списки арендаторов и владельцев подвалов в городе «нет возможности». Учет подобных данных о коммунальных помещениях, как водится, в горисполкоме не ведется, а на просьбу разрешить поработать с договорами самим журналистам Богданов заявил, что не позволит «рыться» в архиве.

Главным же аргументом стал запрет «раскрытия персональных данных» арендаторов и собственников подвалов. Однако то обстоятельство, что все эти персоны приложили руку к коммунальному имуществу, уже не позволяет чиновникам скрывать их анкеты.

Начальник управления экономики и инвестиций Александр Олефир, курирующий в горсовете управление коммунальным имуществом, в личной беседе признался, что запретил своим подчиненным предоставлять кому-либо доступ к документам, а также тратить рабочее время на подготовку ответов на информационные запросы: «Это же не библиотека!».

Тем не менее, немало полезной информации мы нашли в подшивках газеты «Вечерний Николаев» за 2005 – 2016-й годы, где Департамент ЖКХ регулярно печатал информацию о ходе приватизации городской коммунальной собственности.  Как выяснилось, за указанный период в Николаеве было продано более 1000 объектов коммунального имущества. Сколько средств поступило при этом в бюджет, в горисполкоме сказать не смогли, ссылаясь на то, что банковские выписки по приватизации до 2009 года уничтожены. Однако в ответе на наш информационный запрос есть сведения, начиная с 2009 года: всего за семь с половиной лет (с 2009 по май 2016 года) от продажи коммунального имущества в городской бюджет поступил 51 млн. 634 тыс. 818 грн. Наиболее активно сбывались помещения в 2011 году. Тогда город выручил от продаж 13 млн. 962 тыс. 18 грн. Чаще всего способом приватизации значится выкуп ранее арендованных помещений.

В настоящее время в Николаеве для аренды предлагается 81 подвал, а свободными остаются 117 нежилых помещений. Но и они в любой момент могут перейти в руки частников.

Знакомые все лица

Стоит отметить, что подвалы и чердаки жилых зданий выкупали разные предприниматели. Однако в этом списке значатся и фамилии скандально известных бизнесменов, депутатов, чиновников, а также их родственников.

Чаще всего среди покупателей встречаются фирмы николаевского бизнесмена, застройщика Алексея Пелипаса и связанных с ним персон.

Частные ЖЭКи – ООО «Центральный-1» и ООО «ЖЭК «Забота», соучредителями которых является Пелипас вместе с Владиславом Чайкой, сыном бывшего мэра Владимира Чайки, выкупили 7 нежилых помещений в многоквартирных домах Николаева (хотя данные эти неполные).

В 2010 году ООО «Центральный-1» отошли подвал по проспекту Центральному (Ленина), 81, в 2014 году – нежилые помещения площадью 501, 6 кв. м, расположенные в многоэтажке по ул. Строителей, 18. Вместе с тем, частный ЖЭК удачно приватизировал первые этажи по проспекту Центральному, 152/3, и по ул. Космонавтов, 57.

ООО «ЖЭК «Забота» приобрел в 2006 году нежилое подвальное помещение многоэтажки по ул. Соборной (Советской), 3А, а в 2007 – первые этажи по ул. Строителей, 12 и по проспекту Мира, 1.

Не забыл Пелипас и про тещу: фирма Елены Алексеевны Лазуты – ООО «Стар-Николаев» – выкупила два нежилых помещения в многоквартирных домах по проспекту Мира, 30А/ 1 и по ул. Декабристов, 38/ 1.

В 2007 году нежилое подвальное помещение пятиэтажки по ул. Бузника, 6 было приватизировано непосредственно супругой Пелипаса – Татьяной Глонзой.

В 2010 году нежилое подвальное помещение в многоквартирном жилом доме по ул. Декабристов, 38/ 1 стало собственностью физического лица – предпринимательницы Татьяны Крымчаковой, которая в своё время была бизнес-компаньоном Пелипаса.

Дозвонившись Алексею Пелипасу, журналист пытался выяснить у него, каким образом ему удалось приобрести столько коммунального имущества. Однако бизнесмен, явно не желавший говорить, ответил: «За деньги». При упоминании имени Владислава Чайки Пелипас сказал: вы ошиблись номером, и прервал телефонный разговор.

Депутату горсовета нынешнего, 7-го созыва, предпринимателю Владиславу Ентину одним решением, принятым в январе 2007 года, продали первые этажи по проспекту Корабелов, 2/10 и проспекту Богоявленскому, 325/1А.

Во время депутатства городское коммунальное имущество приобретали такие известные персоны, как в свое время экс-замгубернатора Александр Болтянский, уже упоминавшийся экс-депутат, предприниматель Вадим Назаренко.

В частности, в 2008 году горсовет согласовал продажу нежилого помещения в многоквартирном доме по ул. Набережной, 27 Александру Болтянскому, а в 2015 году дал «добро» ООО «ВКФ «Шпиль», где он является директором, а Ярослава Болтянская, возможно, родственница, значится соучредителем, при приватизации помещения цокольного этажа жилого дома по ул. Чкалова, 82А.

В 2005 году во время своего депутатства Вадим Назаренко прикупил цокольное помещение девятиэтажки по ул. Лазурной, 52 и подвал в пятиэтажке по проспекту Центральному, 69.

В ноябре 2005 года подвал в пятиэтажном жилом доме по проспекту Богоявленскому, 41А приобрел депутат горсовета Игорь Концевой.

Подвал нужен самим

Хотя всеобщая распродажа коммунальной собственности и обставлялась внешне законно, но, по сути, происходил масштабный обман жителей города.

– Самая большая нечестность была в том, что это было без конкурса и обсуждения, – вспоминает председатель ОСМД «Коммунар-7», активист Денис Плишко. – Есть список, который висит, – пожалуйста, смотрите. Там всегда самое «страшное». А есть список, который никому не показывается, он для своих шел.

А еще до определенного момента не нужно было согласовывать аренду и продажу с жильцами. Достаточно было договориться в ЖЭКе – и бери в аренду, а потом становись хозяином, – добавляет Плишко.

– Все это время (почти 15 лет) начальником управления коммунального имущества горсовета был Виталий Болотний, – говорит эксперт по управлению недвижимостью городской ассоциации ОСМД Михаил Антоненко. – Управление совместно с БТИ все это благополучно делало. Руководитель БТИ  Виктор Зима также участвовал: для продажи необходима справка, и в бюро ее охотно давали, прекрасно понимая, что подтасовывают сведения и называя вспомогательные помещения нежилыми. Все делалось сознательно. Чиновники вовсю пользовались незнанием, неграмотностью людей, и открыто их обворовывали. Участвовали в этом депутаты, чиновники, коммунальщики – заинтересованных людей было много, отмечает Антоненко.

Сейчас уже накоплен большой опыт противодействия подобным преступным замыслам и вполне можно защитить свой дом от посягательств ненасытных «собственников». Не случайно, говорит Михаил Антоненко, многие судебные дела против владельцев подвалов в нашем городе жильцам удалось выиграть.

В июле прошлого года принят еще один закон в подмогу жильцам: «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», в котором четко прописано, что такое вспомогательное и нежилое помещение. Теперь гораздо труднее ввести в заблуждение и жильцов, и суды.

Начальник городского управления юстиции Татьяна Шиян утверждает: законных оснований отсудить у наиболее агрессивных собственников подвал или любую другую часть здания есть достаточно.

– Продажу подвала или мансарды оспорить можно, – с оптимизмом говорит Михаил Антоненко. – Делается судебная строительная экспертиза, подтверждающая, что это, действительно, подвальное помещение либо вспомогательное помещение, которое необходимо для обслуживания дома. В нем находятся коммуникации. То есть это не отдельное строение, как пытаются представить в управлении коммунального имущества. На основании этой экспертизы и закона о приватизации, решения Конституционного суда любую такую приватизацию возможно признать незаконной и забрать помещение себе.

Это путь долгий, нелегкий и затратный, потому что первоначально расходы нужно будет нести жильцам, говорит Антоненко. Однако в некоторых случаях необходимый. До 1 июля нынешнего года жильцам всех домов в городе нужно было определиться: создавать ОСМД или переходить под управление кампании, которую назначат в горисполкоме. Подвалы и все другие вспомогательные помещения, находящиеся в собственности жильцов, могут стать хорошим подспорьем для содержания всего дома. Теперь жильцы сами смогут сдавать его в аренду или продавать и получать за это деньги. Примером рационального использования площади здания может служить кооперативный дом, где создано ОСМД «Коммунар-7», которым руководит Денис Плишко. Там используется буквально каждый свободный метр, а на вырученные деньги жильцы ремонтируют крыши и обновляют коммуникации.

Не стоит позволять ненасытным чиновникам обворовывать горожан. К счастью, сегодня мы гораздо умнее, информированнее и решительнее, чем 20 лет назад. Активисты отчаянно борются за свои дома: во властных кабинетах, в судах, на пикетах перед горисполкомом. А значит есть надежда, что свой жилой фонд мы спасем!

Расследование проведено при поддержке Международного фонда «Возрождение». 

 

ОСМД, Пелипас, приватизация

Комментарии (1)

  • 1.Ув журналисты! Для уточнения полноты картины, приглашаю посетить вторую половину подвала, по улице Генерала Карпенко 20, которая принадлежит жильцам,посмотреть на коммуникации и антисанитарию, из каких ржавых труб подается вода в квартиры и почему жильцов не волнует эта проблема!
    2. Подвал под зданием магазина никогда не принадлежал коммунальной собственности или ЖЕКу. Можете также посмотреть в каком состоянии находиться подвальное помещение и коммуникации арендуемые АТБ. Проверяйте информацию, прежде чем пишите.

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER