Глава НБУ Гонтарева обвинила в падении гривны панику и войну

Глава Нацбанка Валерия Гонтарева дала пресс-конференцию, во время которой объяснила обвал гривны в 2014 году. По ее словам, весенняя девальвация объясняется штучным удержанием курса на уровне 8 грн./долл. в предыдущие годы, а осенняя – паникой и боевыми действиями на востоке Украины.

"Дефицит счета текущих операций в течение 2011-2013 года достиг просто несуразных размеров, и на 2013 год он составлял минус 16,5 млрд. долларов. Дальше, на поддержку совершенно искусственного курса 8 гривен за несколько лет бывшим руководством Национального банка было потрачено 23 млрд. валютных резервов. При этом только с начала этого года за февраль и январь было потрачено больше 4 млрд. Дало ли это поддержание хоть какой-то прогресс росту нашей экономии? Если посмотрите, то страна до сих пор не достигла уровня реального ВВП 2008 года, то есть страна реально не вышла из рецессии 2008 года", – сказала она.

Поэтому когда весной НБУ решил ввести гибкий курс гривны, эти дисбалансы сразу же дали о себе знать в виде глубокой девальвации, подчеркнула Гонтарева.

"Я вам могу сказать, что очень болезненный шаг, но мы его сделали. Еще в апреле этого года нашим правительством вместе с НБУ было принято совершенно обоснованное решение перейти на плавающий курс гривны. Стране, которая 23 года жила по привязке к доллару США, ей очень тяжело даются эти изменения. И это при том, что только 3% населения нашей страны выезжают за границу и им действительно нужна валюта для расчетов. Просто в нашей стране наша гривна так никогда и не превратилась в настоящий инструмент накопления. Поэтому любые панические настроения на рынке одномоментно приводят к огромному спросу на валюту со стороны населения, а в этом году – и со стороны бизнеса", – подчеркнула она.

Гонтарева отметила, что в начале августа фундаментальное значение курса достигло около 11,70 грн. за доллар и тогда платежный баланс уже был сбалансирован.

"И что же произошло дальше? В конце августа у нас началась реальная война на Донбассе. Паника, когда российские танки были на границе, достигла неимоверных размеров. Любая паника в любой стране приводит к однозначным последствиям, невозможно с этой паникой справится ничем, кроме как введением административных мер. Национальный банк ввел дополнительные, очень жесткие ограничения. Это и 200 долларов продажа в одни руки, это и 75% продажи валютной выручки. Более того, мы даже запретили выплачивать дивиденды", – сообщила глава Нацбанка.

При этом признала, что эти меры не сбавили градус паники на рынке, и тогда НБУ пришлось потратить еще миллиард своих резервов на поддержку гривны.

"Если вы меня сегодня спросите, правильно ли Национальный банк потратил эти деньги, то я уверена, что мы сделали правильно. Потому что когда у нас разрушена реальная экономика и промышленность, искать реальный курс – это утопия", – добавила она.

При этом она отметила, что сейчас ситуация немного изменилась, и поэтому НБУ снова осторожно позволил рынку начать устанавливать курс.

"Могу сказать, что это была вторая декада ноября, когда военных действий у нас не было, когда начала работать наша промышленность и наши предприятия даже в зоне АТО. Мы поняли, что лучше прогноз по ВВП. После этого были подписаны договора по газу, и у нас прошли к тому времени выборы в Верховную Раду", – пояснила Гонтарева решение Нацбанка.

Она подчеркнула, что найти реальный курс так пока и не удалось. "Где-то между 15 и 16 мы находимся, и мы продолжаем его искать", – заключила глава НБУ.

Левый Берег

валюта, Гонтарева, гривна

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER