Суровая метла нового УПК

 

 20 ноября в нашей стране вступил в действие новый уголовный процессуальный кодекс. Чем отличается он от предыдущего, что несет простому человеку, и насколько вообще готовы работать по новому УПК суды и правоохранители, способно ли жить по его нормам наше общество – пытался разобраться автор.

 

Наркоторговца под домашний арест

23 ноября Ленинский районный суд принял неожиданное решение.

Человека, которого 15 ноября сотрудники милиции задержали при перевозке 7 кг наркотического вещества, судья… отпустил домой. Точнее, избрал меру пресечения в виде содержания под домашним арестом. Это при том, что задержанному инкриминируется статья 307-я Уголовного кодекса Украины часть 2-я, санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества.

Захочет ли пойманный на горячем наркоторговец дожидаться, пока его осудят на столь немалый срок, или же рванет куда подальше – вопрос, ответ на который мы очень скоро узнаем. Одно только можно сказать уже сейчас: у сотрудников милиции головной боли прибавится, ведь теперь им предстоит как-то контролировать пойманного ими наркоторговца.

Для этого придется либо поставить милиционера у дверей арестованного у себя дома нарушителя , либо поверить наркоторговцу на слово, что он не сбежит. Если учесть, что человек уже привлекался по данной статье к уголовной ответственности, и с этим гадким бизнесом не завязал, можно предположить, что дожидаться вынесения приговора он не станет, а попытается где-нибудь скрыться. А вы на его месте как бы поступили?

Новый УПК – новая реальность

Описанный случай – это первый в Николаеве прецедент подобного рода, который произошел в рамках новых уголовно-правовых отношений человека и государства. Но, похоже, такой случай далеко не последний. Ведь изменения, которые принес новый уголовный процессуальный кодекс в нашу жизнь, иначе как революционными и не назовешь. Причем так считают все без исключения судьи, адвокаты, правоохранители и правозащитники с которыми общался автор в период подготовки публикации.

Вот только несколько, но при этом самых ярких новшеств нового УПК.

Так, согласно новому закону, милиция потеряла право отказать в регистрации дела – все они вносятся в специальный электронный реестр. Теперь ни одно обращение гражданина не может быть проигнорировано.

Судьи потеряли право отправить дело на доследование – каждое рассмотрение должно закончиться приговором. Другими словами, судьи должны однозначно решить – виновен человек или нет. 

Адвокаты получили право на сбор информации и доказательств для того, чтобы использовать их в суде. Причем по данному вопросу защиту уравняли в правах с обвинением.

Впрочем, теперь право вести защиту в суде остается только за лицензированными адвокатами. Родственники обвиняемых не могут быть общественными защитниками, как это было ранее. Что, кстати, позволяло им чаще видеться. Теперь все должны пользоваться услугами профессиональных адвокатов.

         Новым УПК вводится и непривычный украинскому уху, но такой знакомый по зарубежным кинофильмам суд присяжных. Правда, если за границей (в той же России) суд присяжных состоит из двенадцати человек, то в украинских реалиях он будет состоять всего из трех человек, причем использоваться будет лишь в отношении тех, кому грозит пожизненное заключение.

Вводятся также и судебные слушания, которые могут проходить в режиме видеоконференций. Изменяется и обстановка в зале судебных заседаний. Теперь обвиняемый будет там находиться не в пугающей железной клетке, а в «культурной» кабинке из оргстекла.  В судах вводится также должность следственного судьи, который перенимает ряд полномочий следователей и прокуроров. В обязанности данного представителя Фемиды будет входить определение меры пресечения для преступника.

Еще одним абсолютно новым понятием стало появление в УПК института соглашений. Это также норма, которая часто используется в европейской и американской юридической практике. Так, при совершении определенных видов преступлений можно будет договориться с прокурорами, компенсировать «отсидку» денежной компенсацией или заменить тюрьму домашним арестом.

0,2% оправдательных приговоров против 30%

Причины столь серьезных изменений, принятых в законодательстве, достаточно веские. Оказывается, количество оправдательных приговоров, которые принимали по уголовным делам украинские судьи, достигло «запредельной» цифры в 0,2 процента.

Притом, что на Западе их количество составляет 25-30% от общего числа. Об этом еженедельнику «АиФ в Украине» рассказал первый замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Владимир Олийнык. Добавив при этом, что даже в сталинское время цифра оправдательных приговоров достигала 10%, а в царское время вообще равнялась 40%.

За подобные показатели европейские правозащитные организации предавали украинское правосудие уничижительной критике, убеждая в том, что гуманизация уголовного преследования нашему обществу необходима, как воздух. Вот эта гуманизация и положена в основу нового уголовного процессуального кодекса.

Если обратиться к истории, то новый УПК был принят Верховной Радой Украины в апреле этого года, а в мае подписан Президентом Украины. С 20 ноября он вступил в законную силу.

Кстати, сразу после принятия Европа не замедлила со своими оценками. Так, докладчики ПАСЕ по Украине Майлис Репс и Мариетта де Пурбе-Лундин положительно оценили принятие нового УПК, заявив, что он полностью соответствует европейским стандартам.

– В случае его соблюдения в полном объеме и без оговорок это может стать важным шагом на пути решения ряда проблем в системе правосудия Украины, отмеченных в резолюции ПАСЕ 1832 (2012)и, – говорится в их заявлении, распространенном пресс-службой Совета Европы.

Гладко было на бумаге

Как это часто бывает в наших украинских реалиях, введение новых революционных изменений начало пробуксовывать уже с самого начала. Вот и с введением нового УПК дела обстоят далеко не так гладко, как обещали его создатели.

Начнем с того, что прописанные в новом законе новшества стоят очень недешево. Судите сами, оборудовать все суды кабинками из оргстекла вместо решеток, видеоконференцсвязью, а райотделы милиции электронными браслетами (которые надеваются на тех, кого арестовали в «домашних» условиях) – удовольствие дорогое, которое, к тому же, стоит не один миллиард гривен. Учитывая, что новый УПК принимали в этом году, бюджетных ассигнований на него никто не запланировал. Вот и выкручиваются суды и милиция как могут.

Как рассказали автору в Территориальном управлении государственной судебной администрации в Николаевской области (организация, которая занимается материальным обеспечением работы судов) прозрачными кабинками из оргстекла не оборудован пока ни один суд области.

– Это стоит очень больших денег, ведь сначала надо демонтировать старые решетки, и только потом установить новые кабинки. Кабинки будут поступать из Киева, где их будут закупать  Государственная судебная администрация Украины. Причем начнется этот процесс только в следующем году, – поясняет заведующая сектором материально-технического и хозяйственного обеспечения организации работы службы судебных распорядителей Елена Тарасова.

Что касается сроков, когда закончится установка новых кабинок, то их Елена Александровна даже приблизительно назвать затрудняется. Единственное, чем пока может похвастаться судебная администрация, это тем, что в апелляционном суде Николаевской области уже установлена видеоконференцсвязь с СИЗО. Это значит, что при рассмотрении уголовных дел преступника не обязательно везти на процесс из следственного изолятора, его можно допросить и на расстоянии.

– До конца года подобной связью будут обеспечены восемь судов области. Это: Вознесенский, Очаковский и Первомайский горрайонные суды, а также Жовтневый, Николаевский, Заводский, Ленинский и Корабельный районные суды, – добавляет Елена Тарасова.

Кроме нехватки материальных средств, острый недостаток испытывают суды и в кадрах. Так, по информации Тарасовой, штат судей области должен быть увеличен на 27 человек, на 91 сотрудник возрастает количество работников судов.

Как нехватка судей может повлиять на работу судов в новых условиях, хорошо проиллюстрировал председатель Березнеговатского районного суда Геннадий Мищенко. Геннадий Викторович рассказал автору, что на сегодняшний день в судебной инстанции, которую возглавляет, работает всего два судьи – он и еще один его коллега. В то время как по новому УПК большая часть уголовных дел должна рассматриваться коллегиально. То есть в Березнеговатском суде должно быть три судьи и судья-следователь и плюс запасной судья.

 – Пока нас не укомплектуют  я вообще не знаю как будем рассматривать уголовные дела по новому УПК, – заключает Мищенко. Исходя из его слов получается, что работа данного суда может быть фактически парализована.

Браслеты есть? Браслетов нету!

Похоже, не совсем четко представляют себе, как будут работать в условиях нового УПК, и милиционеры. Для них 20 и 21 ноября превратились в настоящий кошмар, так как именно в эти первые дни действия УПК Единый реестр досудебных расследований не работал (по признаниям некоторых правоохранителей, система зависла), начав более менее функционировать только к 16 часам 22 ноября. В эти дни информацию о правонарушениях и преступлениях туда нельзя было заносить, соответственно нельзя было и принимать по ним решения. В результате в Центральном райотделе отпустили человека с судимостями, которого задержали с поличным во время ограбления, а в Жовтневом РОВД насильника, совершившего изнасилование. 

Опять же вспоминается дело наркодилера, которого в суде Ленинского района «посадили» под домашний арест. Долго контролировать его в домашних условиях милиция вряд ли сможет.

По информации заместителя начальника отдела СУ УМВД Украины в Николаевской области майора милиции Максима Браточкина, для контроля за арестованным в домашних условиях будут использоваться электронные носители (браслеты), информация с которых будет передаваться на пульт дежурного райотдела. Впрочем, ни одного электронного браслета николаевская милиция пока не получила. Причем, когда получит – следователь милиции так же, как и его коллеги из судебной администрации, ответить затрудняется.

Еще одно обстоятельство, на которое обращает внимание Максим Олегович: возросшая нагрузка на следователей милиции. Если раньше отказать в возбуждении уголовного дела (в случае, если не было оснований для его возбуждения) могли участковые милиции или оперативники угрозыска, ОБНОНа или УБОПа, то теперь это может сделать только следователь. Нагрузка на них возросла почти в десять раз, – убежден Максим Браточкин.

К слову, министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко на днях уже заявил, что штат милицейских следователей будет значительно расширен. Впрочем, когда это будет сделано, профильный министр пока не уточнил.

Еще одним не совсем понятным обстоятельством, связанным с внедрением нового УПК в работу милиции, является регистрация правонарушений. Теперь все заявления граждан о совершении «уголовных правонарушений» (по новому УПК вводится такое понятие) правоохранители должны в течение суток вносить в Единый реестр досудебных расследований. Причем, проводить проверку по данным делам милиционеры могут, не оповещая тех лиц, в отношении которых поступило заявление о преступлении. И даже негласно проводить обыск.

Получается, что милицию могут завалить таким валом заявлений об уголовных правонарушениях, что качественно проверить их все у правоохранителей может не статься ни времени, ни сил. В таком случае, возможно, что милиции придется выбирать, чьи заявления проверять в первую очередь, а чьи в последнюю. Как знать, в отношении кого пинкертоны будут особенно ретивы? Например, оппозиционеры уверены, что "приоритет" будет сделан в отношении противников действующей власти.

Ошибок будет много

Обзвонив с десяток районных судов Николаевской области и пообщавшись с судьями, автор слышал практически одно и то же: работать в условиях нового УПК суд готов, а вот как при этом будет осуществляться правосудие – покажет практика. 

Но в более откровенных разговорах судьи были не столь оптимистично настроены. По мнению некоторых из них, новый УПК – слишком революционное нововведение, чтобы его можно было вот так сразу внедрить в жизнь. Судьям, которые на протяжении долгих лет судили по УПК 1960 года рождения, будет очень непросто переломить свое сознание. И для этого нескольких семинаров, которые они посетили, будет явно недостаточно. Чтобы привыкнуть к ним, нужно более длительное время. А пока оно пройдет – серьезных ошибок не миновать. Причем исчисляться они будут сотнями.

В растерянности, как жить при новом УПК, и правоохранители. По словам одного из них, который также просил не называть его – пока в головах большинства милицейских начальников полнейшая неразбериха. С одной стороны, отменили показатели раскрываемости, за которые всегда нещадно били. С другой стороны, по мнению милиционеров со стажем, милицейской молодежи такая постановка вопроса может позволить слишком расслабиться, чего опять же "старики" допустить не могут. По словам источника, большинство правоохранителей новый УПК тихо ненавидят считая, что ничего хорошего он не принесет.

Что касается общества, то оно, кажется, тоже еще не совсем разобралось: нужно ли ему новый УПК или нет. Во всяком случае, новость о наркоторговце, отпущенном Ленинским судом, вызвала яростные споры читателей на форуме. Раздавались вполне резонные мысли о том, что теперь убийцы и насильники смогут избежать наказания, а простому человеку от этих нововведений ничего хорошего ожидать не стоит. Убеждены в том, что община пока не готова к новым изменениям и сами судьи. Так, некоторые из них говорят, что славянский менталитет очень отличается от европейского. Если там решение суда это закон для исполнения, то у нас не так. В случае, если человек будет не согласен с решением суда он может совершить самосуд – примеров этому не так уж и мало. 

Несмотря на все это правозащитники и адвокаты убеждены, что новый кодекс – это значительный шаг вперед в вопросе гуманизации уголовного преследования. Даже несмотряы на те недостатки которые он имеет. Ведь новый УПК, словно новая метла, которая должна вычистить из судейской и правоохранительной систем те многочисленные изъяны, которые не дают развиваться обществу, сохраняя в нем дух полицейского государства в котором простой гражданин бесправен перед карающей машиной державы. 

Впрочем, как все-таки будет действовать новый закон и что он принесет обществу, нашей судебной и правоохранительной системам – покажет время. 

Ярослав ЧЕПУРНОЙ

 

Павел Репешко, адвокат, член Совета адвокатов Украины от Николаевской области

– Отсутствие стадии возбуждения уголовного дела, по моему мнению, ухудшает положение граждан, вовлекаемых волей случая в уголовно-правовые отношения. В действовавшем ранее УПК стадия возбуждения уголовного дела предоставляла возможность органу дознания или следователю проверить информацию о преступлении, которая могла поступить как от гражданина, так и от органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. Уголовное дело могло быть возбуждено только при наличии для этого веских оснований, и лицо, в отношении которого возбуждалось уголовное дело, имело право обжаловать постановление о возбуждении дела. Также правом обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела обладал и заявитель (потерпевший по делу), если он считал, что его права на защиту от преступления были нарушены. Теперь же уголовное производство (не дело), заводится на основании сообщения о преступлении, и человек, в отношении которого начинают проводиться следственные и оперативные мероприятия, не уведомляется о том, что вся его жизнь находится под пристальным «микроскопом» органов милиции, спецслужб, прокуратуры.

Я считаю, что стадия возбуждения уголовного дела реально стояла на защите человека и гражданина от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Гораздо тяжелее было доказать невиновность человека уже после того, как в отношении него была избрана мера пресечения, когда в отношении него было проведено досудебное следствие. Ведь в таком случае ставилась под сомнения вся работа правоохранительных органов, ставилась под сомнение справедливость государственной власти. Поэтому иногда совет обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела можно было услышать и от опытного следователя, к которому дело попадало от органа дознания или от менее грамотного следователя.

Декларативность уравнивания прав обвинения и защиты, равенства сторон в собирании и предоставлении суду доказательств, состязательность сторон провозглашена в Конституции Украины, принятой 24.06.1996г. Эти же принципы уголовного процесса были закреплены и в действовавшем до 19 ноября 2012 года УПК Украины. То, что эти принципы провозглашены в новом УПК, не гарантия того, что они будут реализовываться на таком же уровне, как это было месяц назад.

Конечно же, принятие нового УПК – это шаг вперед. Но шаги бывают разными. Можно так шагнуть, что и штаны порвать. У нас в стране с 1995-го по этот год при Кабмине была создана и плодотворно работала рабочая группа по разработке нового УПК. В ее состав входили представители всех органов, в которых имеются следственные аппараты, Верховного Суда Украины, ведущих юридических вузов страны. Почему-то их наработки были отметены, и откуда-то появился новый проект.

 

Елена Кабашная, руководитель приемной Украинской Хельсинской группы по правам человека 

– Новый УПК – это, конечно же, шаг вперед, но, учитывая менталитет наших правоохранителей и судей, можно предположить, что пробивать дорогу, то есть внедряться, он будет с большим трудом. Впрочем, в итоге он все-таки заставит работать по-другому и суды, и милицию, и прокуратуру. Думаю, что еще одним его положительным последствием станет правовая грамотность населения – в отсутствие средств придется поучить новый УПК и УК.

Из советов, которые я бы дала простым гражданам, это – всегда носить с собой паспорт и обзавестись хорошим адвокатом, к которому можно обратиться в случае проблем с правоохранителями. Кстати, услуги профессиональных защитников, по-видимому, возрастут в разы;  притом, что их профессионализм останется на том же уровне.

 

 

 

 

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER