Профессор Андрей Зубов: «C победой Украины процесс освобождения от советского станет необратимым»

Авторитетный в России историк и религиовед Андрей Зубов в марте этого года лишился места профессора МГИМО.

Это случилось сразу после оккупации Россией Крыма, когда ученый сделал заявление, в котором сравнил Владимира Путина с Адольфом Гитлером.

Сегодня доктор исторических наук Зубов называет себя постсоветским безработным, продолжает публично поддерживать Украину в интервью и публикациях.

А недавнее письмо-обращение к народу Украины, подписанное и опубликованное Зубовым и другими российскими интеллектуалами, разошлось по социальным сетям с небывалой быстротой.

Манерой речи, богатством языка и легкой картавостью он напоминает классических профессоров XIX века.

В России Зубов давно известен не только как ученый, но и как блестящий лектор, способный часами держать внимание аудитории. Эти свои качества, а также честность и гражданскую позицию он продемонстрировал во время интервью.

— Как вы для себя определяете происходящее между Украиной и Россией?

— Это агрессия, война, причем очень странная. Это ведь не борьба за территории или по национальному признаку.

Это гражданская война в масштабах всего постсоветского пространства, в которой решается, вернемся мы все в советское прошлое тоталитарного типа, так любимое Владимиром Путиным и его окружением, или прорвемся вместе с Украиной в демократическое европейское будущее.

Те, кто в России сочувствуют Украине, сопереживают своему собственному будущему и будущему всех стран бывшего СССР. Мы смотрим на вас с ожиданием, что с победой Украины процесс освобождения от советского станет необратимым. Вы — авангард общего послесоветского движения.

Это очень похоже на войну в Югославии. Сербия была глубоко коммунистической страной, а ее лидер Слободан Милошевич хотел сохранить Югославскую империю. И сербский народ начал кровавую войну, защищая имперские идеалы.

Но чем все кончилось? Демократические ценности победили — Хорватия и Босния стали независимыми. Сербия теперь тоже идет в ЕС. А Милошевич умер на скамье подсудимых. Думаю, результат в нашей войне будет таким же.

— Сегодня многие смотрят на Украину с ожиданием, но мало кто действует. Почему большинство в России поддерживает политику Путина?

— Я объясняю это историческими причинами. Территории, которые присоединились к СССР в 40‑е, как, например, Западная Украина или Прибалтика, более свободные. А тех, кто был в СССР с 1920‑х, террором приучили доверять власти и средствам массовой информации.

Такие люди верят телевизору и официальным газетам больше, чем интернету и демократической прессе. Народ в России доверчив и болен имперскими идеями, поэтому так верит пропаганде.

— Но почему россияне так легко поверили в миф, что в Киеве разгул нацизма?

— В России до сих пор жив советский миф о героической победе над фашизмом и торжестве советского народа. Если ты активный враг советского человека — ты фашист или нацист, третьего не дано. У нас даже нет словаря, чтобы думать по‑другому.

Это выгодно Владимиру Путину, этим пользуются государственные СМИ, на этот миф долгое время работала школьная история СССР и советский кинематограф.

Происходящее в Украине российское общество пока не способно осмыслить

Поэтому происходящее в Украине российское общество пока не способно осмыслить. Отсюда штампы бандеровцы, украинские нацисты, обвинения в вандализме из‑за памятников Ленину, свергнутых по всей стране.

— Какими, на ваш взгляд, будут следующие шаги России, к чему нужно быть готовой Украине?

— Россия будет двигаться до тех рубежей, где будет встречать сопротивление,— причем не только военное, но и гражданское. Удержать территории, не лояльные оккупанту, очень сложно.

Невозможно победить людей, объединенных общей национальной идеей борьбы за свободу.

В этом случае жертвы будут велики, но победа будет, безусловно, за Украиной. Но если народ проявит малодушие, появятся дезертиры, призывы подчиниться Москве, вы скатитесь к жизни, как во времена Януковича, да еще и под пяткой Кремля.

— Скажите как историк: был у нас шанс избежать кровопролития или война была неизбежна?

— В России никто, кроме самых горячих голов, не думал, что власть, какой бы она ни была тоталитарной, решится на прямую агрессию.

Для многих то, что произошло в Украине, было шоком. В Европе не было фактов прямой открытой аннексии со времен Второй мировой войны.

Видимо, Путина напугало, что Майдан победил, а значит, Украина состоится как европейское государство, и это станет толчком к изменениям в России.

Для него это означало бы потерю власти, поэтому Путин решил заставить Украину оставаться в сфере его влияния. А поскольку принудить экономическими рычагами, например газом, не получилось, он начал действовать агрессивно.

— Что может остановить Путина?

— Мне кажется, только три одновременно действующих фактора. Первое — борьба украинцев. Второе — поддержка мирового сообщества. И третье — сопротивление войне внутри России. Это организации солдатских матерей, заявления отдельных политиков и так далее.

На самом деле отсутствие в России государственной демократической системы, свободной прессы, фальсификация выборов — это не сильные, а слабые стороны государства. Оно может просто захлебнуться в тотальном контроле.

Кроме того, в России, как и в Украине, 20 лет разваливались вооруженные силы. То, что сейчас в бой брошены элитные десантные части, говорит о том, что больше просто ничего нет.

— А насколько сильны сейчас сепаратистские движения в России?

— Я не вижу сейчас предпосылок для территориального распада России. Даже нерусские народы, например татары, башкиры или дагестанцы, ощущают единство с Россией. Не забывайте, что все эти народы уже лет 200 живут вместе.

В Римской империи это чувство цементировало государство на многие века даже после распада государства. Так что не думаю, что России грозит развал. Возможно, разве что изменение политической модели.

— Вы в одном из интервью вспоминали свой разговор с Александром Солженицыным, который говорил, что не стоит быстро рушить бетонные стены советской эпохи — это опасно. Кого ждать России после Путина — второго Андропова или Горбачева?

— Обычно после краха тоталитарного режима политическая система меняется на противоположную. Например, Германия и Италия, проиграв во Второй мировой войне, превратились в демократические государства.

России сейчас важно проиграть эту войну с Украиной, чтобы не превратиться в изгоя

России сейчас тоже важно проиграть эту войну с Украиной, чтобы вновь встать на путь европейского развития и не превратиться в изгоя.

— Сегодня среди социологов и историков популярна точка зрения, что евроинтеграции Украины и России мешает опыт коммунистического прошлого и распространение православия. Насколько это справедливо?

— Это популярная точка зрения среди западных ученых. Но на самом деле православное христианство ни в коей степени не мешает вхождению страны в европейский мир. Наоборот — православное учение говорит о достоинстве и свободе человека, которое в католичестве отчасти скрыто под идеей главенства Папы.

Что касается нашего далекого прошлого, то мы все религиозно и культурно восприняли Византийскую империю — главный культурный центр европейского мира. И энергия, которая выходила из Византии, начиная с VII–VIII веков и заканчивая XV веком, оплодотворяла Западную Европу.

Сегодня православие небольших стран Европы, таких как Болгария или Сербия, все же периферийное. А Россия и Украина — это большие культурные государства, и их православие не провинциальное, а сильное и мощное, которое только обогатит Европу.

— Но есть ведь позиция Русской православной церкви (РПЦ), которая сейчас очень прокремлевская…

— Это не совсем так. На самом деле РПЦ — единственная сила в России, которая ни разу не высказалась в поддержку аннексии Крыма и войны с Украиной.

Патриарх Кирилл до сих пор не перевел епархии Крыма в свое подчинение, а оставил под крылом Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

РПЦ сегодня важно удержать свою митрополию УПЦ, а влияния на нее она имеет все меньше. Поэтому они идут на компромиссы и выступают балансиром агрессивной политики российской власти.

Кстати, у вас выбрали главой УПЦ МП владыку Онуфрия, а он настоящий подвижник, к тому же родом с Буковины. Мне кажется, это огромный плюс, и если говорить религиозно, то просто дар Божий Украине в этот тяжелый момент ее истории.

— Тем не менее в Украине православную церковь все чаще рассматривают как пророссийскую силу. Например, УПЦ МП выступает с критикой европейских ценностей…

— Православная церковь излишне консервативна. Но у РПЦ есть свои долгоиграющие интересы. Церковь живет не только волей патриарха, но и кровью мучеников, которые погибли от рук большевиков. Церковь никогда не сможет примириться с советским тоталитарным прошлым.

Я приведу такой пример: покойный глава сербской церкви Павел был противником Милошевича и сторонником европейского курса Сербии.

И в решающий момент старенький патриарх Павел просто вышел на демонстрацию и отправился в первых рядах вместе с народом. Зависимость церкви от государства совсем не так очевидна.

— Будучи публичным адвокатом Украины в русскоязычном пространстве, где и как вы видите дальнейшую свою судьбу?

— Сейчас я простой постсоветский безработный. Но я твердо решил, что останусь в Москве преподавать.

С 1988 года через меня прошло несколько поколений студентов. Многие из них стали епископами церкви, крупными дипломатами, политиками, но мы не теряем связи и поддерживаем друг друга.

В России формируется новое общество — много людей образованных, мыслящих, кстати, многие верующие. Я считаю, что вы в Украине делаете свое дело, а я в России буду продолжать делать свое.

— Вы не боитесь арестов, преследований?

— Мне 62 года, и большую часть жизни я прожил в Советском Союзе, причем тоже как человек, боровшийся с режимом. В жизни все возможно.

Как говорят, от сумы и тюрьмы не зарекайся.Что делать — кому‑то же нужно продолжать говорить.

Материал опубликован в №17 журнала Новое Время от 5 сентября 2014 года

 

Андрей Зубов, конфликт с Россией, Крымский кризис

Комментарии (1)

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER