Об исторической памяти без фарисейства

Документ о демонтаже памятников вождям тоталитарного режима в Украине был принят спустя 18 лет со дня провозглашения независимости и до сих пор не исполнен даже наполовину. Гражданское сознание жителей южного региона Украины еще не сформировалось в критической массе, но его жители уже начали чувствовать дискомфорт от присутствия в их жилом пространстве символов тоталитарного прошлого.

 

Памятники как алтарь идеологии
 
Революция Майдана, которая ускорила процесс освобождения ментальности украинского общества от советского сознания, помогла совершить последний и решительный шаг граждан страны по устранению памятников вождям и символам тоталитарного режима.
 
Эту чистку пространства наших городов необходимо было сделать еще двадцать три года назад, в далеком 1991 году, сразу после провозглашения независимости Украины.
 
Почему это было важно? Потому что главная площадь города – это его сакральный центр, а памятник, находящийся там, это символ, идея, цетрообразующая ось, которая организует пространство и наделяет его определенным смыслом. С древнейших времен в центр своего обиталища человек помещал святыню. Сначала это был алтарь, позже – храм. Памятник на площади – это тот же алтарь, образ идеала времени. Он оказывает очень сильное воздействие на мысли и настроения людей, транслируя определенные знаки и символы в их сознание.
 
В. Ленина с площади убрали, но советская звезда на шпиле горсовета осталась.
 
Пришедшие к власти в 1917 году идеологи коммунизма хорошо понимали значение монументальной скульптуры в жизненном пространстве человека. Следуя традициям Древнего Египта, коммунисты первым делом воздвигли себя на пьедесталы и заставили толпу молиться другими молитвами и другим богам.
 
Владимир Ленин очень серьезно относился к агитационной функции искусства и жестко контролировал выполнение Декрета от 12 апреля 1918 года (прошло шесть месяцев со дня революции) «О снятии памятников, сооруженных в честь царей и их слуг, а также изготовлении памятников Российской социалистической революции».
 
Несмотря на то, что в Украине в это время бушевала гражданская война, на занятых большевиками землях тотчас проводились агитационные мероприятия по монументальной пропаганде, возводились памятники. В апреле 1919 года в Киеве, например, насчитывалось уже восемь памятников деятелям и идеологам революции.
 
Для сравнения: Украине понадобилось восемнадцать лет для того, чтобы только принять решение о демонтаже памятников тоталитарному режиму. На двадцать третьем году независимости огромная часть этих памятников по-прежнему стоит в цитаделях городов и сел.
 
Ретроградный постсоветизм должен уйти
 
Революционные события в Украине, которые аналитики назвали национально-освободительной войной народа, ускорили очищение идеологического пространства центра Николаева. На двадцать третьем году независимости нашлись люди, которые захотели и смогли убрать памятник вождю пролетариата.
 
Казавшийся вечным и нерушимым памятник Ильичу был демонтирован с постамента активистами в феврале нынешнего года под истеричные стоны, крики и драки адептов «красной религии». На защиту «вождя» бросились деятели культуры, лидеры общественных движений, депутаты местных советов, а также приглашенные «титушки», которые смутно представляют, кто такой Ленин и чем он занимался. Активистов демонтажа обвинили в попрании истории и варварстве, а предвыборные обещания кандидатов сулили восстановление «святыни».
 
Рассмотрим честно и объективно обвинение в неуважении к исторической памяти и варварстве. Приводим яркий пример: скульптура лидера тоталитарного режима, организатора и куратора Голодомора в Украине – Григория Петровского – по сей день гордо глядит с постамента в одноименном парке Николаева на отдыхающих взрослых и юных горожан. Вряд ли кто-то из них сможет ответить, чей это памятник и кем был этот человек, какие преступления против человечества и Украины он совершил (известно, что больше всего от Голодомора пострадали южные и восточные области и – парадокс – сейчас именно в этих регионах наибольшее количество памятников его организатору). Незнание скажет нам о равнодушии к своей истории и жилому пространству, тогда как осведомленность знающих должна поражать способностью сосуществовать рядом с подобным памятником на протяжении двух десятков лет в независимой Украине. Вполне уместной в этом случае будет речь о попрании истории и невежестве, о манкуртском равнодушии и ментальном варварстве.
 
Еще один пример. Тоже наша историческая память – старая архитектура города, которая разрушается как беспризорная хижина, а застройка ареала центра осуществляется без соблюдения градостроительного стиля, безвкусно, шокируя своими архитектурными «изысками» и несуразностью. Однако никто из «заступников» исторической памяти не протестует против такого положения дел: ни деятели культуры, ни общественники. Никто в преддверии выборов даже не обещает их реконструкцию или восстановление.
 
Таким образом, защитники каменных идолов тоталитарного режима лицемерят, обороняя советское сознание, но отнюдь не историческую память, которая не может быть избирательной или частично амнезированной.
 
Парк советского периода
 
Пока что в южном регионе страны современники достаточно вяло убирают истуканов тоталитаризма из жилого пространства. Убрали Ленина с главной площади Николаева, но в основании главного городского проспекта (кстати, носящего его имя) на гранитной стеле по сей день живет, притаившись в тени деревьев, рельеф вождя пролетариата. А сколько еще скульптур лидеров тоталитаризма продолжают «украшать» пространство Николаевской области! Это при том, что еще в 2009 году Указом Президента Украины № 432/2009 «О дополнительных мероприятиях почтения памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине» постановлялось демонтировать памятники и памятные знаки, посвященные персонам, причастным к организации и осуществлению голодоморов и политических репрессий, а также переименовать улицы, названия которых связаны с этими персонами. Пошел шестой год с того времени, а советская монументальная пропаганда тирании подобно призраку продолжает жить в пространстве городов и сел области.
 
Почитатели коммунистической идеологии и памятников ее вождям, пытаясь поддать сомнению демократичность взглядов современников, заявляют о попрании их чувств, о том, что поваленные Ленины ранят их сердца и что «невозможно без боли смотреть на это явление». Но смогут ли эти фанаты советского прошлого ответить на один очень важный вопрос: каково было жертвам тоталитарного режима, их потомкам, а также гражданам Украины на протяжении двадцати трех лет ее независимости созерцать памятники тиранам на центральных площадях и улицах городов. Или, к примеру, жить на улице с именем Ленина, Дзержинского, Петровского, 40-летия Октября и тому подобными. Не ранило ли это их сердца, не оскорбляло ли их личные и гражданские чувства?
 
Памятник Г. Петровскому, организатору Голодомора в Украине 1932-1933 гг.
 
Существует давно опробованный бывшими странами соцлагеря вариант – свезти все подобные шедевры идеологии в отдельный парк под названием «советский период». При таком подходе и слабые сердца адептов фиксированного советизма будут спасены, и для потомков останется наглядное пособие того, как делать не нужно.
 
Очищение несут молодые поколения
 
Каждое новое поколение выбирает свой путь и не хочет повторять ошибок предков. Поэтому пожилым людям, дорожащим воспоминаниями молодости, не следует полагать, что они делают благо, заставляя потомков идти их дорогой. Социальные сети в последнее время пестрят возмущениями молодежи в адрес стариков, упрямо тянущих внуков в пропасть советского времени.
 
«Не дай бабушке проголосовать! Спрячь ее паспорт» – заявлял в канун выборов Президента облетающий соцсети пост. При этом даже речь не шла, за кого или что именно бабушка будет голосовать. Суть в том, что внук уверен: разумный и рациональный выбор бабушка в принципе не в состоянии сделать. Потомки советских людей не хотят жить так, как жили их предки, главным образом потому, что модель советской системы, диктаторской идеологии, мифы коммунизма не вписываются в реальность современного информационного, глобализированного общества. Эта система дискредитировала себя кровожадностью, человеческими жертвами, диктатурой.
 
В российском фильме «Мамы» пожилой персонаж сказал простую, но сакраментальную фразу своему внуку, уставшему и растерянному от пресыщенной, духовно пустой жизни в Москве: «Не бойся прощаться с тем, что не приносит тебе счастья».
 
Система советского прошлого не сделала общество счастливым уже только потому, что отняла у человека свободу мысли и выбора. Именно поэтому есть смысл, прежде всего, хорошо знать и помнить историю, не подменяя ее ностальгическими грезами и мифами, не выхватывая факты из контекста. Скорбящим по СССР стоит поверить в новое поколение граждан, рожденных в свободной стране, и дать им возможность строить свое будущее самостоятельно, не пытаясь внушить им угрызения совести от «попирания дедовских святынь». Это главная причина, по которой символы старой советской системы должны исчезнуть. Памятникам вождям и деятелям тоталитаризма не место в цивилизованном городе, также как и названиям улиц в их честь.
 
Каким будет новый символ центральной площади города?
 
В перспективе обретения Николаевом нового символа видятся несколько вариантов развития. Возможно, горожане восстановят памятник адмиралу Алексею Грейгу, который был демонтирован в 1920 году и заменен Владимиром Лениным. Личность адмирала в истории развития города, как и тайна исчезновения его бронзовой скульптуры, уже давно активно обсуждается общественностью. Безусловным является вклад адмирала в развитие Николаева в первой половине девятнадцатого века. При нем в городе были воздвигнуты портовые сооружения, открыты мужские и женские училища, построены морская астрономическая обсерватория и морская библиотека, приют, создано кредитное общество, активизировалась морская торговля, появился Морской бульвар, начались работы по освещению города, прокладке тротуаров и активному озеленению. Однако, следует помнить, что личность адмирала Алексея Грейга – лишь часть истории Николаева, к тому жев составе Российской империи. Подходит ли такой символ для центральной площади в наше время, в контексте оккупационной войны России против Украины? Это, конечно, решать николаевцам, как и то, какие идеалы для своего будущего им выбирать. Утраченный памятник адмиралу, кончено, украсил бы город, если бы жители сумели его сохранить. Можно создать новую скульптуру адмирала и ей найдется достойное место в городском пространстве.
 
Есть также вероятность, что николаевцы установят на площади символ, адекватный и востребованный современностью. Такими являются символы государственной независимости и символы национальной украинской культуры, популярность которых сейчас переживает пик актуальности.
 
Еще один вариант – оставить это место пустым до того времени, когда понимание идеалов придет естественным историческим путем. В нашей действительности это может произойти тогда, когда через страдания уже не иллюзорной, а вполне реальной войны, продолжающейся борьбы за освобождение Украины от советского прошлого, сформируется сильное гражданское общество. Тем более, что средств на какой бы то ни было памятник в бюджете сейчас нет и в ближайшее время они вряд ли предвидятся.
 
Некоторые горожане в социальных сетях высказывали мнение о том, что хорошо было бы посадить на этом месте дерево, например, дуб – символ мощи, процветания, крепости. «Пусть растет, крепнет, будет настоящим, неподдельным источником положительных эмоций для нас. Этот символ прост и вечен – гармония и единство с природой, с источником жизни, настоящей, неподдельной ценностью», – писал один из участников обсуждения.
 
На протяжении десятилетий независимости граждане Украины открывали для себя историю и факты, которые сплошь трагедия, и находили в них мотивы для разногласий. Сейчас жители юго-восточного региона страны активно ищут новые идеи, которые бы объединяли их, начинают акцентировать внимание на исторических персонах, которые предлагаются им в качестве героев и антигероев, анализируют, сопоставляют. Общие трагедии обычно объединяют людей. Военные события в стране очень быстро отбросят в сторону возникший конкурс историй, классификацию на «нашу» и «не нашу» историю, «правдивую» и «не правдивую», «старую» и «новую», выкристаллизуется общая идея, объединяющая всех вокруг однозначно трактуемой непререкаемой ценности. На сегодня формула этой ценности уже озвучена украинским обществом и поддержана ее южным регионом: «Единая соборная и свободная Украина».
 
Варианты будущих символов центральной площади Николаева напрямую будут зависеть от успешности антиоккупационной войны, гражданского взросления общества, способности определять ошибки прошлого и уходить от них.
 

голодомор, Ленин

Комментарии (3)

  • Николаевец

    “Варианты будущих символов центральной площади Николаева напрямую будут зависеть от успешности антиоккупационной войны…” пишет эта культуролог (???). А по-моему, это чушь собачья! С какой стати “символ центральной площади Николаева” должен зависеть от “успешности (?) антиоккупационной войны(?). А если не будет успешности (?) в этой войне? Тогда кому должны николаевцы памятник ставить на центральной площади своего города? Стрелкову-Гиркину что-ли? У авторши, на мой взгляд, нет чёткого понимания того, о чём она пишет и к чему призывает…

  • А давайте поставим памятник Путину, при жизни, он реально заслужил, он спасает людей которые не предали своих отцов и дедов. Слава Новороссии!!!

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER