Пришли, отобрали и … ушли?

Об увеличивающейся задолженности в Пенсионный фонд предпринимательница из Очакова Татьяна Жидкова, конечно же, знала. Ее мелкий неприбыльный бизнес лишь позволял ей, одной, без мужа и с тремя детьми, едва прокормиться. Полная конфискация всего имеющегося товара, с которой в конце концов явились сотрудники исполнительной службы, фактически уничтожила ее маленькое предприятие, из-за чего сейчас семья оказалась практически на грани выживания.

 

Визит судебных исполнителей

В середине сентября прошлого года в торговый отдел Татьяны Жидковой пришли судебные исполнители. Ведя себя совершенно по-хозяйски, они заперли возмущенную женщину в отдельной комнатушке и начали конфискацию товара. При этом они не предъявили никаких документальных оснований, а на все вопросы предпринимательницы напористо отвечали: «У вас – долг! Мы имеем право!».

Исполнители изъяли у Татьяны весь ее нехитрый товар – предметы бытовой химии, которые просто уместились в две картонные коробки, – всего на сумму 2751 грн. 60 коп. Теперь торговать нечем, а значит, и возмещать долг не из чего. Усугубляет ситуацию и то, что порошки, чистящие средства и салфетки были взяты ею в кредит – и его также нужно возвращать.  

Произошедшее для предпринимательницы стало шоком, хотя ее долг в 4 тыс. 010 грн. в Пенсионный фонд «висит» за ней уже второй год. Имея троих детей, двое из которых  – несовершеннолетние, да еще и оставшись без мужа, она, честно говоря, надеялась на то, что никто ее не тронет. Оговорюсь сразу: в этом Татьяну никто не оправдывает! Она и сама знает, что существующий долг погашать раньше или позднее все равно придется. Только вот как это сделать? Жители маленького курортного городка Очакова, который оживает лишь в летние месяцы, когда появляются отдыхающие, могут рассчитывать лишь на мизерные доходы, позволяющие едва прокормиться. В «несезонный период» ежедневный выторг многих очаковских предпринимателей, торгующих всякими бытовыми мелочами, составляет в среднем 30-50-100 гривен. Нередки дни вообще «без почина». И Татьяна такая в Очакове – не одна.

В конце прошлого года Жидкова вынуждена была закрыть предпринимательство, оставшись без работы и средств к существованию.   

 

Таких – много

Ларису Шевченко, работающую рядом с Татьяной, с полным правом можно назвать ее «подругой по несчастью», только с ней государственные судебные исполнители обошлись «по-божески». У Ларисы Викторовны арестовали часть товара на сумму долга в 4,5 тыс. гривен, но оставили его тут же, в торговом отделе, где предпринимательница продолжает торговать и потихоньку выплачивает задолженность. Внушительная сумма накопилась за год, как и у Татьяны Жидковой, пока торговля шла ни шатко ни валко. Плюс штрафы – вот и набежало. Облегчение, правда, в том, что товар Ларисы Шевченко – постельное белье, полотенца, носки и трусы – все-таки имеет гораздо дольший срок хранения и использования, чем бытовая химия.

«Торговля идет только летом, – говорит Лариса Викторовна, – а зимой – это выживание. Покупатели наши – кто? В основном – пенсионеры. А они, прежде всего, покупают продукты, все остальное – потом, если останется на то лишняя копейка. А ведь бизнес у нас мелкий, неприбыльный, особых запасов не сделаешь».

По словам заместителя начальника отдела Государственной исполнительной службы Очаковского горрайонного управления юстиции Дениса Грабченкова, в Очакове «на крючке» у судебных исполнителей проштрафившихся предпринимателей «довольно много». Татьяна Жидкова для него, конечно же, «человек непорядочный, которая работает незаконно и мешает государству выполнять его функции».

«Пенсионный фонд не раз извещал ее о долге, – поясняет Денис Грабченков, – приходили судебные исполнители. Она же каждый раз говорила, что денег у нее нет! Из Пенсионного фонда пришел исполнительный лист, на основании которого мы наложили взыскание на имущество должника. Так что все законно!

Другие предприниматели платят долг по частям, а она – кладет всю свою выручку в карман и явно уклоняется от обязательств перед государством.

Надо понимать, – добавляет Денис Грабченков, – что ситуация в Пенсионном фонде сейчас – очень печальная. Кто из предпринимателей не может платить и не видит перспективы, попросту не занимается бизнесом, закрывается. Многие попали в эту яму, но находят какой-то выход: закрывают предприятия или реструктуризируют долг. У каждого предпринимателя своя бухгалтерия, и никто не станет работать, не просчитав заранее каждую копейку».

 

Закон – для всех

Государственные исполнители, четко следуя должностным инструкциям, церемониться с Жидковой не стали. Они не удосужились предъявить ей постановление о начале судебного производства, отчего конфискация и стала для предпринимательницы громом среди ясного неба. Не проследили судебные исполнители и за тем, чтобы все уведомления по делу попадали непосредственно в руки Жидковой: лишь на двух из них стоят совершенно разные (!), но явно отличные от истинной подписи Татьяны Георгиевны «закорючки», что позволяет предположить обыкновенную фальсификацию этих важных документов.

А как понять то, что матери Жидковой – Галине Васильевне Гнатюк, которая является официальным доверенным лицом дочери, – в Очаковской исполнительной службе отказывались выдавать на руки документы для ознакомления, и это стало причиной перенесения даты суда, в который за защитой своих прав обратились мать и дочь?

Более того: Галина Васильевна никак не может выяснить, где находится конфискованный товар, какова его судьба, уплачена ли хоть какая-то сумма в счет долга? Директор предприятия «ТД Элит Сервис» в Николаеве, которое вроде бы реализует изъятую бытовую химию, подтвердил, что товар Жидковой находится у него. А в письменном ответе исполнительной службы говорится о том, что победителем торгов на право реализации стало ООО «Укрспецторг». Возникает вопрос: владеет ли вообще исполнительная служба достоверной информацией о том, как идет реализация конфиската и погашение долга?

Хочу еще раз акцентировать внимание на том, что никто не отрицает вины Татьяны Жидковой в неуплате задолженности. Но ведь и действия сотрудников Очаковского отдела исполнительной службы – далеко не безупречны. У Татьяны Жидковой и Галины Гнатюк есть серьезные основания обратиться в суд даже по поводу  непонятных подписей на уведомлениях. А самые безобидные нарушения при этом – несоблюдение сроков и невразумительные ответы на письменные запросы предпринимательниц. Закон Украины о принципах предотвращения и противодействия коррупции прямо трактует подобные действия как коррупционные. В статье 16 сказано, что должностным лицам органов власти запрещается: отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой им предусмотрено законом, а также предоставлять несвоевременно недостоверную или не в полном объеме информацию.
 
В Кодексе Украины об административных нарушениях, в статье 212-3 предусмотрено наказание за нарушение права граждан на информацию: «Неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению на запрос гражданина или юридического лица в соответствии с законами Украины «Об информации», «О доступе к публичной информации», «Об обращении граждан», «О доступе к судебным решениям» и «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» -– влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей».
Есть крылатое выражение: «Закон суров, но – это закон». И исключений для себя в этом смысле никто делать не вправе. Тем более те, кто сам стоит на страже закона.  

 

Как выживать?

Для Татьяны Жидковой и Галины Гнатюк сейчас самое главное, чтобы товар был реализован, а долг – погашен. По словам Галины Васильевны, именно наличие задолженности не позволяет Татьяне найти официальное место работы, и в службе занятости по этой причине ее даже не ставят на учет. Пенсионерка Галина Васильевна сама зарегистрировалась предпринимателем и работает вместо дочери в ее торговом отделе. Фактически она одна кормит себя, дочь и троих внуков. Понятно, что семья еле сводит концы с концами.

Работу не может найти не только Татьяна, но и ее старший сын, который недавно вернулся из армии. Для жителей Очакова вопрос поиска работы – один из самых злободневных. По информации Очаковской горрайонной службы занятости, в течение прошлого 2012 года в районе и городе имелось 1128  вакансий. А на учете за это время стояло 2556 человек. Значит, количество безработных, как минимум, в два раза превышало количество имеющихся рабочих мест. Впрочем, данные эти отражают ситуацию на рынке труда только частично: ведь многие очаковцы не обращаются в государственную службу по трудоустройству.

С тем, что работу в Очакове найти можно лишь в летний сезон, когда работают многочисленные базы отдыха, а на полях нужно собирать урожай овощей, соглашаются и в Николаевском областном центре занятости. Впрочем, чиновники твердо уверены: кто хочет, тот обязательно найдет работу, не обращая внимания на то, что она – малоквалифицированная, не слишком нравится человеку и низкооплачиваемая. Что, действительно, перестает иметь определяющее значение, если речь идет об элементарном выживании.

 

Единый социальный взнос: наступление на права предпринимателей 

В этой истории, безусловно, вина лежит на самой предпринимательнице, которая явно не учла сложившиеся обстоятельства, не рассчитала свои силы и не переориентировала бизнес, чтобы избежать долгов. Однако нельзя не упомянуть о двух существенных обстоятельствах.

Товар у Жидковой изъяли на основании предписания Пенсионного фонда, который не так давно получил право делать это без решения суда и какого-либо разбирательства. Глава Николаевской областной профсоюзной организации работников малого и среднего бизнеса «Единение» Елена Герасимчук видит в этом грубейшее нарушение прав предпринимателей. Да и для Татьяны Жидковой, как оказалось, это право ПФ сыграло роковую роль.

В настоящее время профсоюз «Единение» организовал специальную группу в парламенте для отмены права Пенсионного фонда конфисковывать товар без суда и активно работает над этим вопросом.

«Мы категорически несогласны с таким положением, – говорит Елена Андреевна. – Ненормально, когда подобные решения Пенсионный фонд принимает без суда и разбирательства в соответствии с законом. К сожалению, пока не удается урегулировать вопрос в парламенте. Для его решения в нашу рабочую группу вошли, в частности, Александра Кужель и Оксана Продан. Только недавно парламент заработал после блокирования, мы будем настаивать на своем мнении. Но для этого понадобится какое-то время».   

К тому же, работая на едином налоге, Татьяна Жидкова обязана была выплачивать, как и другие предприниматели, избравшие такую систему уплаты налогов, так называемый единый социальный взнос. По мнению Елены Герасимчук, именно этот платеж оказался губительным для огромного количества предпринимателей, оказавшихся в результате «у разбитого корыта».

Единый налог – упрощенная, льготная и прогрессивная система налогообложения, основанная на определенной фиксированной величине платежа. Не случайно с 1998-го по 2011 год в нашей стране наблюдался резкий подъем малого и среднего предпринимательства. Единый налог четко стимулировал развитие бизнеса тех предпринимателей, кто имел невысокие доходы.

Однако в начале 2011 года правительством в этот налог был введен еще и обязательный единый социальный взнос в Пенсионный фонд в размере 34,7% от дохода. У многих предпринимателей стало не хватать средств для его уплаты. К тому же даже аккуратная и своевременная выплата единого социального взноса совсем не гарантирует предпринимателю его будущее пенсионное обеспечение. И в этом профсоюзные деятели также видят грубейшее нарушение права на достойную пенсию работающих сегодня.

Елена Герасимчук приводит сведения о том, как изменилось в Украине количество работающих «по-белому» предпринимателей после введения единого социального налога, как этот платеж повлиял на общую ситуацию в малом бизнесе.

Так вот, цифры говорят о том, что в начале 2011 года в стране насчитывалось 2,5 млн. мелких и средних предпринимателей, а сейчас можно говорить о 1,3 млн. человек. Причем правительство не слишком афиширует эту неутешительную статистику, и подобные выводы можно делать на основании лишь той скупой отрывочной информации, которая звучит на различных совещаниях и собраниях предпринимателей. Что касается Николаевской области, то Елена Герасимчук приводит такие данные: на протяжении 2011 года насчитывалось 76 тыс. предпринимателей, а в настоящее время – 46 тыс. Куда девались 30 тыс.?

«Часть из малых предприятий закрылась совсем, часть  – ушла в тень, другие мелкие предприниматели перешли на общую систему налогообложения, – поясняет Елена Герасимчук. – Рассчитывая получить больший доход, государство фактически загнало в  тень тысячи малых и средних предпринимателей, а многих вынудило прекратить свою деятельность. Вопрос: в чем и для кого оказался выигрыш?».

По всей видимости, Татьяна Жидкова, и многие ее коллеги-предприниматели пополнили ряды тех 1 млн. 200 тыс. человек по всей стране, которых теперь нет в статистических отчетах. А что ждет их дальше?

 

Очаков

Комментарии (1)

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER