На пороге войны. ГПУ против НАБУ

Генеральная прокуратура никак не может найти себя. Ни одно силовое ведомство после Революции Достоинства не знало такого количества изменений руководства и пертурбаций.

К примеру, МВД после Майдана знало всего одного руководителя. Делегирован "Народным фронтом" Арсен Аваков прочно и надолго взял министерство в свои руки. И если посмотреть на ситуацию в этом ведомстве, то, по большому счету, преобразования милиции в настоящую полицию так же зависли.

Однако у Авакова хватило мудрости не входить в открытые конфликты со своими "реформаторами". По крайней мере, в публичную плоскость эти конфликты не попадали фактически ни разу.

В ГПУ ситуация кардинально противоположная.

После побега Януковича страна имеет уже четвертого генерального прокурора. ГПУ, в системе политического баланса Украины является вотчиной президента, при каждом из своих новых руководителей оставалась центром общественного недовольства.

Все внутренние конфликты в этой структуре сразу становились достоянием общественности. Апогеи такое положение дел достиг при Викторе Шокине, который зашел в открытый конфликт с собственными же заместителями Виталием Каськом и Давидом Сакварелидзе.

После дел близких к Шокину "бриллиантовых прокуроров", конфликт в ГПУ окончательно стал выглядеть как расправа "старой системы" с "реформаторами".В итоге из прокуратуры были освобождены и "старые", и "новые", а тушить пожар в ведомстве президент отправил политического тяжеловеса Юрия Луценко.

Мотивация, почему аполитичного по определению Генпрокуратуру должен возглавить политик без юридического образования была проста и понятна – за счет своего политического веса Луценко сможет опираться любом давления и сможет найти общий язык со всеми здоровыми силами в ГПУ.

Но на долю нового генпрокурора, похоже, придется еще один громкий конфликт внутри прокурорского мира. И если даже инициатором нарастающей войны ГПУ и НАБУ была не Луценко, то искать выхода из нее придется именно ему. Если, конечно, он и дальше надежды вернуться в большую политику.

Зарождение конфликта

Вокруг работы над законом о создании Национального антикоррупционного бюро было очень много скептических мнений.

В герметичном прокурорском мире на этот процесс смотрели довольно спокойно, ведь пристроены по своим должностях прокурорские начальники пересидели нескольких президентов и десяток генпрокуроров. Они видели много заявлений и "реформ", поэтому до поры до времени беспокоиться через несколько десятков своих же, прокурорских, людей в новом органе не сочли нужным.Иногда в ГПУ к одному делу может быть привлечено столько людей, сколько работало в начале в НАБУ.

Как рассказывают собеседники в ГПУ, там до сих пор считают следственных Сытника своих.

"Весь состав НАБУ и САП – вчерашние прокуроры. И земельные решали времен Гайсинского, которые возглавили две модных структуры, на самом деле – кровь от крови гэпэушнику. Но суперопика США дала им чувство вседозволенности", – заявил УП один из высокопоставленных ГПУ.

В этом ключе следует смотреть и на первый, довольно незначительный, конфликт ГПУ и НАБУ.

Речь о передаче дел от Генпрокуратуры ведомству Артема Сытника . Тогда по воле главы ГПУ Виктора Шокина в НАБУ скопом передали огромное количество дел, которые подпадали под их подследственность. Туда же затесалы и массу коррупционных «висяков», которые за долгие годы накопились в ГПУ.

Фактически, если бы ситуация такой и осталась, то ведомство Сытника погрязло бы сразу на старте работы, так ничего и не сделав. Но руководителям НАБУ и Антикоррупционной прокуратуры удалось добиться, чтобы их следователи занимались новыми делами, а весь старый "сокровище" вернули в ГПУ.

После того Шокин между поездками на лечение сосредоточился на внутреннем фронте, занявшись войну с каско-Сакварелидзе , которая в итоге стоила ему должности, а для его заместителей дала старт политической карьеры .

Этот перерыв НАБУ использовало с пользой, открыв ряд резонансных и даже сенсационных дел. При том, касались они фактически неприкасаемых людей украинской политики, против которых даже ГПУ Януковича дел не открывало.

Речь в первую очередь об одном из спонсоров "Народного фронта" и близкого соратника тогдашнего премьера Яценюка Николая Мартыненко. Производство НАБУ и давление западных партнеров стоили Мартыненко депутатского мандата и много нервов .

Не менее сенсационным было и дело, открытое после заявлений экс-министра Айварас Абромавичуса, который обвинил депутата БПП Игоря Кононенко в давлении и навязывании кадровых решений. В итоге НАБУ не нашло ничего на Кононенко , но уже сам факт того, что фамилия ближайшего партнера президента фигурирует в уголовном деле, в понятиях украинских силовиков есть чем неслыханным и дерзким.

Не менее "наглостью" НАБУ было и открытие дела против прокурора сил АТО Константина Кулика.

Перед самым Новым годом, 25 декабря, на основании обращения депутата Виталия Куприя с так называемой "группы Коломойского", Антикоррупционное бюро возбудило дело против военного прокурора сил АТО.

Суть ее довольно проста и банальна – НАБУ утверждает, что в собственности Кулика и его сожительницы неизвестно откуда появились квартиры и машиныстоимостью в несколько миллионов. При том, что декларируемые заработки и прокурора, и его дамы сердца никак эти покупки объяснить не могли.

23 мая этого года Сытник отправил на согласование главе Антикоррупционной прокуратуры Назару Холодницкому готовое подозрение Кулику .

А уже через неделю прокурор АТО неожиданно переводится в группу в ГПУ, которая занимается делами Курченко и других друзей Януковича. Ввел Кулика в эту группу вновь генпрокурор Юрий Луценко по протекции главного военного прокурора Анатолия Матиос.

Кулик взялся за дело достаточно активно – в течение первых недель июня он задержал несколько важных фигурантов дела Курченко – бывшего заместителя министра экономики Александра Сухомлина, топ-менеджера СЕПЕК Андрея Кошель, экс-заместителя главы "Нафтогаза" Александра Кацуба.

"С Матиосом у Кулика хорошие отношения. Когда Матиос с нуля создавал Военную прокуратуру, то собрал там реально лучших, в том числе Кулика. Он делами Курченко и Клименко занимался еще с 2014 года. Более того, сам Кулик помогал НАБУ и сделал им несколько дел по коррупции ", – пояснил УП такое решение Луценко источник в ГПУ.

Однако у Сытника не стали смотреть на "старые заслуги" и трижды вызывали Кулика на допрос. И трижды – безрезультатно. Наконец, решили прийти к нему с обыском и попутно вручить подозрение. Когда утром 30 июня следственным НАБУ пришли домой к Кулика, тот попытался пересидеть их приход.

"Он там сейчас закрылся в квартире и не пускает следователей. Это дело не касается его звездного взлета по делам Курченко. Он там сейчас рассказывает, что Курченко купил НАБУ, чтобы завалить свои дела. Это же полный бред", -комментировал тогда УП ситуацию раздражен Холодницкий.

В конце Кулик свою подозрение получил и даже был на некоторое время отстранен от работы, пока суд не вернул его на должность .

 Суд вернул Кулика на должностьДело Кулика, где две прокурорских структуры не смогли решить все "по-тихому", как это у них принято, до последнего времени была острым конфликтом между ГПУ и НАБУ. Было понятно, что следователи Сытника уступать не собираются, но и Генпрокуратура вряд ли останется в долгу.

Casus belli

5 августа следователи НАБУ, которые уже привыкли ходить с резонансными обысками к коррупционерам, сами стали участниками одного из таких.

Неожиданно для всех следственная группа из Генпрокуратуры пришла изымать документы в офис ведомства Сытника на Соломенке в Киеве.

Возглавлял посланцев с ГПУ Дмитрий Сус из департамента особо важных экономических дел, часть депутатов и активистов окрестили "департаментом Кононенко-Грановского".

На руках у Суса была постановление Печерского суда без указания подозреваемых, фактически позволяло обыскивать все здание НАБУ целый месяц.

Однако ходоков с ГПУ ожидала неожиданность. Оказалось, в НАБУ их никто не ждет и собственно обыска провести не дадут. Для большей убедительности задействовали даже спецназ НАБУ, как пояснили в Сытника, "для обеспечения порядка".

В итоге группе Суса добровольно дали копии документов, "которые считали необходимыми", хотя и заявили, что обыск незаконен. НАБУ напомнил, что оно никого не прослушивает, так чисто физически не может этого делать. Монополию СБУ на прослушивание еще никто не отменял.

Луценко в комментариях прессе убеждал, что при необходимости обыски проведут и в Службе безопасности.

Однако под запись собеседники УП в Генпрокуратуре утверждают, что причины для обыска якобы реально были.

"Бывший прокурор с Полтавщины стал детективом НАБУ. И решил послушать телефон хорватского бизнесмена, который работает на Полтавщине", – заверил высокопоставленный источник в ГПУ.

По его словам, Луценко просил НАБУ "тихо дать документы".

"Но Сытник всех вечера собрал и приказал все подчистить. В результате они дали нам пустой диск. Наивные. Весь трафик же фиксировала СБУ", – рассказал собеседник.

 Председатель НАБУ Артем Сытник  "ФОКУС"

Как утверждают в ГПУ, вся эта история началась еще в мае, когда СБУ заявила офиса Луценко, что следователь НАБУ слушает не того человека.

В этой ситуации заметным выглядит то, что председатель Антикоррупционной прокуратуры Холодницкий в своих заявлениях относительно обыска был довольно сдержанным и даже пообещал "не выгораживать" следователей, если они действительно нарушили закон.

Примирительный тон тогда взял и Луценко, уверяя, что НАБУ и САП и его "партнеры в борьбе с коррупцией" и о какой войне ведомств речь не идет .

"У всех есть коррупционеры, все допускают ошибки. Но они заняли позицию скунса – не подходите и никого не трогайте. Это же глупость – считать кого-то автоматически святым только потому, что его отобрали на конкурсе", – объяснил позицию своего ведомства собеседник УП в ГПУ.

Однако многие не поверили миролюбивым риторике ГПУ. Например, глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин убежден, что обыск был нужен как информационный повод.

По его мнению, "Порошенко и Ко генерируют для МВФ оправдания, почему они не дают приобретенное право на автономную прослушку".

Речь идет о законопроекте, который предусматривает предоставление права НАБУ самим, без помощи СБУ, проводить прослушивания. Этот законопроект уже прошел комитет, и Сытник с Холодницким его всеми силами лоббируют .

Вместе с созданием отдельного антикоррупционного суда, предусмотренное уже принятыми изменениями в Конституцию, это может сделать с НАБУ действительно независимого и очень влиятельного игрока в Украине. И это многих серьезно настораживает.

Drôle de guerre, или Тактика и стратегия

Как показала практика, даже будучи частью действующей системы, НАБУ имеет смелость открывать дела даже против очень влиятельных людей. Превращение пусть неидеального Антикоррупционного бюро в реально независимую структуру может иметь очень далеко идущие последствия.

По словам депутата Мустафа Найем, политическая система очень сопротивляется такому развитию событий.

"В ситуации, когда антикоррупционного бюро не дают собственных возможностей для оперативной работы, а вся политическая система сопротивляется созданию антикоррупционного суда, обыск в НАБУ – это приглашение к компромиссу и конформизма", – считает Найем .

Однако НАБУ, похоже, от этого приглашения отказалось. По крайней мере 10 августа следователи Сытника "на горячем" приняли одиозного судью- "огородника" из Днепровского суда Николая Чауса. Он же закапывал в огороде свой ​​взятку в 150 000 долларов , который даже в одну банку не поместился.

За последнее время этот судья решал много чувствительных дел для Банковой, и его считают "ручным" судьей все того же Грановского.

Фактически, сейчас силовая и политическая система оказались в ситуации "странной войны", когда первые бои отгремели, но никто не знает, кто и где сделает следующую атаку.

Скандальный судья Николай Чаус, ТСН

В самом же НАБУ опасаются, что дискредитационной кампании. По данным различных собеседников УП, она может начаться в полную силу уже осенью

Первые шаги в этой войне уже даже сделаны. По крайней мере сразу несколько собеседников УП в Генпрокуратуре рассказали историю о символическом подарке военного прокурора Матиоса Холодницкому.

Вроде, после отстранения Кулика от должности Матиос направил главе САП бутылку шампанского, круассаны и шоколад. На первый взгляд, ничего особенного. Но этот подарок должен быть воспринят как намек на определенный аудиозапись, содержит некую компрометирующую информацию на ХОЛОДНИЦЬКИЙ и может быть обнародован.

Глава Антикоррупционного агентства Сытник заверил УП, что они готовятся к возможным атакам.

"Готовимся, насколько можем. Но без помощи общественности не справимся", – сказал Сытник.

Если учесть, либо серьезных врагов в последнее время приобрело себе НАБУ, то масштабы возможной наступательной операции в медиаполе могут быть действительно впечатляющими. Но с другой стороны, Антикоррупционное бюро имеет ресурс, которого еще не имело ни одно силовое ведомство в Украине – доверие.

Роман Романюк, УП

ГПУ, НАБУ

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER