Скорая ритуальная помощь

 

Быстрее “скорой”

25 октября в Варваровке случилось несчастье: молодой житель поселка Вячеслав Р. умер от кровоизлияния в мозг. Случилась трагедия как раз в день его двадцатисемилетия в доме по улице Одесское шоссе, куда он пришел отметить праздник в компании приятеля. По словам хозяйки дома Светланы Ф., в 16.00 молодому человеку внезапно стало плохо, он потерял сознание, началась рвота. Светлана немедленно вызвала “скорую помощь”. Но вместо медиков на место трагедии приехал… агент частной похоронной фирмы! Примечательно, что родители парня, живущие на соседней улице, приехали уже после похоронщика.

 ”Скорую” дождались, по словам очевидцев, где-то через полтора часа. Прибыв на место, врачи констатировали внезапную смерть от кровоизлияния в мозг.

 По словам хозяйки дома, агент времени не терял. Он пытался найти подход к родителям умершего парня. Его нисколько не смутило, что родители Вячеслава еще не пришли в себя после трагедии.

 – Агент явно не решался заговорить напрямую с отцом Вячеслава по поводу организации похорон, поэтому просил сделать это моего сына, – вспоминает Светлана. – Но он отказался.

 – Я был в шоке от произошедшего, – поделился пережитым Юрий Р., отец умершего парня. – Поразило, что агент приехал раньше всех – меня, “скорой”, милиции. Он все-таки добился своего – мы купили на его фирме гроб, венки и прочее. “Развели” нас где-то гривен на 700.

 Как ни удивительно, в тот же день расторопный агент успел поработать и по другому адресу – в частном доме по ул. 2-й Ингульской. Там умерла пожилая женщина, родственники покойной сообщили об этом в “скорую”. Там им порекомендовали обратиться в судебно-медицинскую экспертизу и даже дали номер телефона этой организации. Но когда родственники позвонили по этому номеру, оказалось, что на другом конце провода – не сотрудник СМЭ, а агент частной похоронной конторы. Он и помог организовать за соответствующую плату похороны усопшей старушки.

Потрясающее “профессиональное” чутье проявил все тот же агент и в случае со смертью 80-летней старушки, которая проживала по ул. Кирова в Ленинском районе. Как рассказала внучка умершей Елена С., как только бабушка умерла (это было в час ночи), они сообщили об этом по телефону “103″. А спустя полчаса к ним домой приехал агент ритуальной службы. Визитер стал настаивать на вскрытии тела умершей в СМЭ, но родственники наотрез отказались это делать: бабушка была больна раком и наблюдалась в местной поликлинике. Впрочем, это обстоятельство не остановило настырного агента. Похоронщик преследовал родственников покойной и на следующий день: он нашел их в поликлинике, где они оформляли справку о смерти. Агент предлагал организовать похороны через его фирму, но родственники дали ему от ворот поворот.

Один на трех должностях

Во всех вышеуказанных случаях родственникам усопших навязывалась одна и та же фирма ритуальных услуг – ЧП Филонова О.С., находящаяся по адресу: ул. Большая Морская, 126. А посредником между фирмой и “клиентами” выступил один и тот же агент – некто Николай Белевят.

Любопытно, что в погоне за клиентом ушлый агент выступает в разных амплуа, при случае представляясь то сотрудником милиции, то судебном экспертом, то работником скорой помощи. Ведь цель у похоронщика одна – заманить клиента в похоронную контору по Большой Морской, 126.

 Кем же на самом деле работает многоликий Николай Белевят? Версий, как оказалось, много. Как удалось установить, Николай Белевят действительно являлся одновременно сотрудником сразу трех учреждений: облУМВД, станции скорой медицинской помощи и собственно менеджером ритуального бюро по Большой Морской.

 Согласно официальному ответу Центрального райотдела милиции от 6.10.2011, Николай Белевят числится на станции скорой медицинской помощи инженером по безопасности движения и по совместительству является менеджером по предоставлению ритуальных услуг похоронной конторы по Большой Морской. Кроме того, Белевят является обладателем и милицейской “ксивы”. За подписью заместителя начальника облУМВД по кадровому обеспечению Юрия Чернеги на имя Николая Николаевича Белевята выдан пропуск, удостоверяющий, что Н. Белевят работает водителем автотранспортного хозяйства областного УМВД. Документ датирован 13 мая 2011 года.

На наш информационный запрос №18 от 01.12.2011, действительно ли специалист по ритуальным услугам Николай Белевят работал в милиции, мы получили утвердительный ответ. Ритуальный агент действительно числился там, но в какой период, в милицейском ведомстве уточнить не могут. Однако, по информации из неофициальных источников, Н. Белевят проработал в органах официально всего… три дня.

А вот со “скорой помощью” ритуального агента связывают более тесные узы – родственные. Как нам удалось узнать, в “скорой” работают его близкие родственники – дядя Иван Григорьевич Белевят (водитель) и двоюродная сестра Нина Ивановна (фельдшер).

Монополия на… покойников

Схема, по которой работает ритуальная фирма по Большой Морской, появилась в Николаеве сравнительно недавно – в мае этого года. Тогда в коррупционной схеме было задействовано два коммунальных учреждения: станция скорой медицинской помощи и судебно-медицинская экспертиза. Ноу-хау действовало безотказно: всех покойников независимо от обстоятельств смерти направляли в СМЭ. На место трагедии неизменно выезжал похоронный агент и старался убедить родственников в неизбежности проведения вскрытия трупа. Дальше дело техники: на углу Большой Морской и 2-й Слободской как раз напротив СМЭ и расположилась неприметная похоронная контора. Соответственно, где хоронить, у родственников не было альтернативы.

Об этом свидетельствует и статистика. Согласно данным областного управления статистики, за период с мая по октябрь этого года по сравнению таким же периодом прошлого года количество покойных, обследованных в СМЭ, в среднем выросло на 10%. И это притом, что уровень смертности в целом по Николаеву сократился.

Коррупционная связь была, что называется, налицо – похоронную контору возглавляла главбух СМЭ Марина Марченко. Однако после серии скандалов, связанных с разоблачением в СМИ преступной схемы, сотрудница СМЭ решила выйти из похоронного бизнеса, и контора была переписана на другое подставное лицо. Им оказалась Филонова Ольга Сергеевна, которая до этого работала на приеме заказов в ЧП Марченко.

Впрочем, после выхода администрации судебно-медицинской экспертизы из незаконного ритуального бизнеса коррупционная схема не сбавила оборотов. Напротив, станция скорой медицинской помощи фактически превратилась в филиал похоронной конторы на Большой Морской. Как пояснили наши источники в станции скорой медпомощи, неофициальным распоряжением главного врача станции Максима Бекало, все сообщения об умерших на номер “103″ с максимальной оперативностью передаются на “горячую” линию ритуального агентства на телефон 72-74-80.

Сервис в рекламе не нуждается

На рынке ритуальных услуг в Николаеве заявлено более пятидесяти частных предпринимателей. Однако реально работают не больше десятка. Информацию об этих агентствах можно без труда найти из любых источников – в интернете, справочниках, буклетах. Эти фирмы заинтересованы в рекламе своих услуг. С ЧП Филонова все гораздо загадочнее. Как ни пытались мы найти в интернете информацию об этой фирме – результат нулевой. А ведь это похоронное бюро сейчас получает львиную долю доходов с ритуалки.

Предприниматели, работающие в сфере ритуальных услуг, забили тревогу: “благодаря” станции скорой медицинской помощи ЧП Филонова перехватывает почти все заказы, и прорваться через эту коррупционную схему практически невозможно.

Некоторые врачи скорой медпомощи настолько вошли во вкус, что открыто лоббируют интересы фирмы.

В качестве эксперимента мы позвонили на станцию скорой медпомощи и поинтересовались, возможно ли связаться с ритуальным агентом Николаем Белевятом. Дежуривший старший врач смены, нисколько не смутившись, отрапортовал:

– Звоните ему по телефону 72-74-80.

Оказалось, что именно на старших врачей смен (их всего четыре) и возложена обязанность координировать поступившую в скорую информацию об умерших и сообщать ее ритуальному агенту из коммерческой фирмы.

Связались мы по указанному телефону и непосредственно с Николаем Белевятом. В ходе небольшой беседы, в которой мы интересовались услугами по организации похорон, ритуальный агент подтвердил, что он одновременно связан как со “скорой помощью”, так и с ритуальной конторой по Большой Морской. Также похоронщик подтвердил, что он работает непосредственно на главврача скорой помощи Максима Сергеевича Бекало.

Навестили мы и похоронную контору на Большой Морской. Посетителей при входе в заведение встречают гробы и венки, выставленные на обозрение прямо на остановке общественного транспорта. Интерьер конторы ничем не выделялся, зато размеры похоронного агентства удивили. Две маленькие комнатушки с трудом вмещали в себя всю похоронную атрибутику. Подумалось, что увиденный “минимализм” трудно соотнести с размахом деятельности ЧП, которое встало поперек дороги всему ритуальному бизнесу Николаева. Очевидно, что агентство является, по сути, обыкновенной фирмой-перекупщиком.

К счастью, нам удалось застать и саму “хозяйку” заведения – Ольгу Филонову. Это оказалась девушка лет 25. Во время нашего визита она общалась с мужчиной, очевидно, судмедэкспертом из СМЭ. На наш откровенно провокационный вопрос, является ли она реальной хозяйкой заведения или номинальной, девушка только пожала плечами. Зато “судмедэксперт” не стал лукавить:

– Вы же сами знаете. Зачем спрашиваете?

Трагедия на пользу делу?

Конечно, непосредственной связи между ЧП Филоновой с Большой Морской и главврачом станции скорой медицинской помощи нет. Но все в городе знают, кому реально принадлежит эта фирма. Ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто дает указания старшим врачам смены сообщать о случаях смерти в частные ритуальные агентства, кто устраивал на должность инженера по безопасности движения Николая Белевята, кто так агрессивно продвигает эту фирму, отталкивая всех конкурентов…

Выходит парадокс: руководство скорой помощи не заинтересовано в том, чтобы медики боролись за жизни людей. На вопрос: спасать или хоронить, ответ фактически уже найден. Ведь чем выше смертность, тем больше прибыль для одной похоронной фирмы. Той самой, которая находится по адресу: улица Большая Морская, 126.

Татьяна Е., жительница Намыва:

– 25 октября умер дедушка – случился инфаркт. Вызвали скорую помощь, она приехала через 1,5 часа. Потом к нам приехал агент с Большой Морской. Я очень удивилась, как он узнал наш адрес. Он предложил свои услуги, и мы согласились. Дедушка не наблюдался у врачей, и нам пришлось везти тело на вскрытие в СМЭ. Похороны нам обошлись в 3 тысячи гривен.

Сергей К., житель Лесков:

– Внезапно умерла мать. Вызвали “скорую помощь”, которая уже констатировала смерть. Потом приехали судмедэксперты, а с ними и этот парень из ритуального агентства. Сразу предложил свои услуги. Он просил 2,5 тысячи гривен. Нам они показались слишком дорогими, и мы отказались. В СМЭ с нас взяли 260 гривен за вскрытие и 50 за справку о смерти.

Александра Б., жительница Центрального района:

– 2 сентября днем умерла бабушка, которую я досматривала. “Скорая” приехала оперативно, но бабушку спасти не удалось. Сразу пошла к участковому врачу за справкой о смерти, но мне отказали – нужно везти тело на вскрытие. Потом на квартиру пришел агент из ритуальной службы и предложил услуги по захоронению. Я была в таком состоянии, что согласилась. Похороны организовывала фирма, которая находится на ул. Большой Морской.

Игра в монополию

Ритуальная сфера всегда считалась занятием не для слабонервных. Бизнес этот прибыльный, и конкуренция здесь всегда была жесткая. Специфика дела не подразумевает прямой рекламы, поэтому предприниматели прибегают к различным сомнительным средствам продвижения своего бизнеса. Зачастую предприниматели, чтобы получить оперативную информацию об адресе с покойником, подкупают милиционеров, сотрудников скорой помощи и судебно-медицинской экспертизы. А некоторые, понаглее, и вовсе идут напролом.

Попытки построить монополию в 2007 году предпринял директор КП “Ритуальная служба” нынешний депутат городского совета Виталий Брек. Прикрываясь Законом Украины “О похоронном деле”, который требовал всех предпринимателей, оказывающих услуги в ритуальном бизнесе, заключать договоры исключительно с городским коммунальным предприятием, он под любыми предлогами отказывался это делать. Возмущенные подобным произволом коллеги по цеху подали на него в Антимонопольный комитет, который встал на защиту предпринимателей. Брек тогда был вынужден заплатить штраф и урегулировать отношения с предпринимателями.

Получив по рукам, он не оставил попыток подмять под себя этот бизнес. Как сообщали николаевские интернет-издания, В. Брек со своей командой не подпускал конкурентов к клиентам. Для этого использовался админресурс: главврачам больниц, станциям скорой помощи, начальникам райотделов милиции в приказном порядке “предложили” немедленно предоставлять все данные об умерших по телефону КП “Ритуальная служба”.

Фирма – не моя

Чтобы выяснить, какое отношение администрация станции скорой медпомощи имеет к похоронному бизнесу, мы связались по телефону непосредственно с главврачом Максимом Бекало. Приводим разговор дословно:

– Максим Сергеевич, скажите, ЧП Филонова на Большой Морской, 126 ваша фирма?

– На Большой Морской? Нет, нет.

– А Николай Белевят работает у вас в “скорой помощи”?

– Послушайте, вы обратитесь сначала в центр общественных связей городского управления здравоохранения и официально задавайте вопросы.

– Хорошо. А вы давали указания старшим смены и диспетчерам давать телефоны Белевята родственникам умерших?

– Я Вас попрошу еще раз: давайте через отдел общественных связей…

К сожалению, содержательного разговора с главврачом не вышло – Максим Сергеевич был явно раздражен вопросами и продолжать беседу отказался.

Личное дело

Бекало Максим Сергеевич, депутат Николаевского городского совета VI созыва, председатель постоянной комиссии по вопросам труда и социальной защиты населения

Как сообщает сайт zadira.info, Максим Сергеевич Бекало родился в 1978 г. в Николаеве.

В 2001 году окончил Одесский государственный медицинский университет.

Трудовой путь начал с должности врача в неврологическом отделении городской больницы № 4 г. Николаева. В 2006 году назначен заместителем главного врача этой больницы.

С ноября 2007 года работал главным специалистом отдела медицинских кадров Департамента кадровой политики, образования и науки МОЗ Украины.

Работал помощником начальника УМВД Украины в Николаевской области по медицинскому обеспечению, руководителем медицинской службы УМВД, возглавлял больницу УМВД.

От себя добавим, что в период руководства больницей Максим Сергеевич заключал договоры с фирмой «Аксон-Н», учредителем которой являлась его жена Юлия. Эту коррупционную схему мы описывали в журналистском расследовании «Бесплатная медицина: оптом и в розницу». По результатам публикации прокуратура совместно с сотрудниками КРУ провела проверку, установив нарушения законодательства в деятельности больницы УМВД, как сообщается в официальном документе, повлекшие потерю доходов учреждения.

С декабря 2010 года Максим Бекало назначен главным врачом станции скорой медицинской помощи.

Светлана Шапранова, ритуальное агентство “Ремистон”. На рынке 16 лет.

– Работать невозможно. Они установили абсолютную монополию. К нам сейчас уже вообще не обращаются, несмотря на то, что мы на этом рынке уже больше пятнадцати лет работаем. А они приезжают на дом и не уходят оттуда до тех пор, пока покойника им не отдадут. Можно сказать, хватают за руки, за ноги и везут к себе. Мы не можем такие вещи делать. Я за здоровую хорошую конкуренцию, но не за то, что сейчас происходит.

 Дмитрий Смирнов, Центр ритуальных услуг на Мореходной. На рынке – 10 лет.

 – Так, как работает контора на Большой Морской, 126 и ее агент Николай Белевят – делать нельзя. Это ж беспредел какой-то. Качество услуг, которые они оказывают – низкое, а цена – высокая. Своими действиями они дискредитируют все похоронные агентства города. Почему они себя так ведут – всем известно. Ведь за их спиной стоит высокопоставленное должностное лицо. Раньше нечто подобное попытался установить в городском похоронном бизнесе Брек. Через антимонопольный комитет мы доказали, что он не прав. Если придется, докажем противоправность действий и этих ребят.

Михаил Нужный, ритуальные услуги в Корабельном районе. На рынке 10 лет

– Так как я работаю в отдаленном районе города, то на себе действия фирмы с Большой Морской, 126 никак не почувствовал. Впрочем, утечка информации об умерших идет и от скорой, и от милиции. И это в корне неправильно. Похоронная сфера требует большого такта, а человека, у которого случилось горе, очень часто грубо используют. Действовать так – значит пользоваться незаконными и нечестными методами.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Людмила ПАНКРАТОВА, медиа-юрист, г. Киев:

– Согласно ст. 286 Гражданского Кодекса Украины, физическое лицо имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, что является персональными данными лица.

Распорядители, владеющие персональными данными, обязаны использовать такую информацию исключительно в целях, определенных законом.

Передача персональных данных третьим лицам возможна при наличии согласия субъекта персональных данных. При этом субъектом таких персональных данных, как адрес места жительства и телефон, являются родственники пациента. Скорее всего, они не соглашались на передачу третьим лицам такой информации.

Соответственно, передача коммерческим структурам, которые занимаются ритуальными услугами, информации об умершем пациенте, адрес и телефон родственников умершего, является нарушением ст. 7 Закона Украины “О защите персональных данных”, а также ч. 3 ст. 286 Гражданского Кодекса Украины.

Материал печатается при содействии Датской ассоциации журналистов-расследователей SCOOP.

Юридическая экспертиза проведена Институтом развития региональной прессы

Ритуальные услуги

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER