Агенты под ударом. Как развивалась и чем закончится очередная атака на НАБУ

Война правоохранительных органов в Украине достигла своего апогея.

Утром в четверг, 30 ноября, НАБУ распространило сообщение, в котором обвинило Генпрокуратуру и СБУ в срыве спецоперации по выявлению коррупции в Государственной миграционной службе.

Это событие стало очередным звеном в негласном противостоянии между созданными несколько лет назад антикоррупционных органами и "старыми" правоохранительными структурами.

Для разъяснения конфликтной ситуации руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий и директор НАБУ Артем Сытник приехали в гости к генеральному прокурору Юрию Луценко.

Поводом для похода на Резницкую стало задержание сотрудниками СБУ и прокурорами агента Национального антикоррупционного бюро, который накануне пытался дать взятку первой заместительнице ГМС Дине Пимаховой.

В Бюро называют то, что произошло, диверсией против антикоррупционных органов.

Однако, по версии генпрокурора, операция НАБУ происходила с нарушением законодательства, а действия агента – провокация взятки.

Почему произошел новый конфликт между правоохранительными органами и чем он грозит дальнейшей деятельности НАБУ – в материале "Украинской правды".

Вечером 29 ноября Государственная миграционная служба сообщила, что при попытке дать взятку в сумме 15 000 долларов первой замглавы ГТС Дине Пимаховой сотрудники СБУ задержали агента НАБУ Сергея Боярского.

В ведомстве заявили, что это была не первая попытка детектива НАБУ спровоцировать их сотрудницу на незаконные действия по легализации в Украине граждан Вьетнама и Ирана, которых не существовало в реальности.

В сообщении отдельно подчеркнуто, что сам агент является сыном бывшего депутата Партии регионов, а действовал он "выполняя указания отдельных руководителей НАБУ». Однако более интересными выглядят не детали из биографии детектива Бюро, а факт того, что о задержании рассказали именно в ГМС.

Примечательно, что ни в СБУ, ни в ГПУ, которые непосредственно вели дело, вечером 29 ноября никак не комментировали ни само задержание, ни информацию об обысках у сотрудников НАБУ, которые последовали позже.

Впрочем, не замедлили с ответом в НАБУ. Там заявили, что задержание их агента сорвало многомесячную спецоперацию по выявлению коррупции в миграционной службе.

В ведомстве отметили, что, поскольку НАБУ так и не получило права на автономное прослушивания, оно может пользоваться только ресурсами СБУ, которые в итоге были задействованы против них самих.

В частности, Служба безопасности, по версии сыщиков, использовала записи телефонных разговоров в рамках дела о коррупции в ДМС и завербовала Пимахову, чтобы дискредитировать НАБУ.

В бюро рассказали, что потеряли связь с 7 детективами по делу, а в ГПУ планируют задержания и аресты еще трех детективов под прикрытием, руководителя второго подразделения детективов, а также руководства САП.

Однако антикоррупционные органы оставили пространство для маневра.

В НАБУ сообщили, что утром 30 ноября Сытник и Холодницкий намерены встретиться с Юрием Луценко, поскольку тот "не был полностью знаком с деталями спецоперации".

"Мубдала" для Пимаховой

Подробности самой спецоперации НАБУ выложило ближе к вечеру 30 ноября, когда свою версию событий уже успела обнародовать основная фигурантка скандала – Дина Пимахова.

Во многих деталях рассказы совпадают, однако различаются в главном – в ответе на вопрос: "была именно провокация взятки?"

 

Спецоперация началась весной этого года. НАБУ получило информацию о группе лиц, которые "помогали" иностранцам получить гражданство или получить вид на жительство в Украине. Конечно же, не за просто так.

Для раскрытия схем коррупции в ГМС в Бюро решили использовать агента под прикрытием, который должен установить контакт с непосредственными участниками заговора.

По оперативным данным ведомства, именно Пимахова была одним из руководителей преступной организации.

Как рассказала чиновница ГМС, она познакомилась с агентом НАБУ, который назвал себя представителем арабского инвестфонда "Мубдала" Сергеем Титенковым, весной 2017 года в Запорожье.

Пимахова утверждает, что за несколько месяцев общения он попросил ее помочь легализовать некоторых иностранных лиц на территории Украины и предложил денежное вознаграждение.

"После этого я совершенно самостоятельно обратилась с соответствующим заявлением в Службу безопасности Украины с информацией о том, что мне как государственному служащему, заместителю руководителя ГМС предложено взятку от представителя иностранной инвестиционной компании", – сказала она.

Зато в НАБУ уверяют, что в августе этого года посодействовать получению необходимых документов для легализации иностранных граждан в Украине предложила сама Пимахова.

И назвала конкретную сумму – 30 000 долларов, что было зафиксировано на видео.

Однако в октябре, когда детектив принес ей заявленный пакет документов, Пимахова отказалась его принимать. В НАБУ предполагают, что именно тогда она уже узнала, что собеседник является агентом Бюро.

По данным источников УП в ГПУ, на тот момент чиновница действительно знала о разработке, поскольку заявление, поданное ею в СБУ, датированная сентябрем 2017 года.

В Бюро объясняют, что агент не мог сразу прекратить общение с Пимаховою, потому что это стало бы подтверждением для чиновницы, что ее "разрабатывают" правоохранительные органы.

В НАБУ утверждают, что в конце ноября Пимахова сама вышла на контакт и поинтересовалась делами документа для иностранца, назвав ту же сумму для "решения вопроса". А в момент передачи аванса агента и задержали сотрудники СБУ.

Примечательно, что сама Пимахова заявила: ей нечего бояться, потому что она не требовала взяток и отказалась отвечать на вопрос, когда же написала заявление в СБУ.

Откровение Луценко

Утром четверга, 30 ноября, Сытник и Холодницкий пришли на Резницкую, чтобы поговорить о деталях дела с генпрокурором Юрием Луценко. После встречи руководитель НАБУ сообщил, что генпрокурор и СБУ не были в полной мере осведомлены о спецоперации.

Он сообщил, что вместе с Холодницким все рассказали Луценко, "чтобы расследование и НАБУ, и Генпрокуратуры были объективными".

По словам руководителей антикоррупционных органов, на встрече договорились, что никто из детективов, задействованных по делу, не будет задержан. Впоследствии это подтвердил и сам Луценко, который созвал брифинг буквально через полчаса после встречи.

Генпрокурор не стал особо вдаваться в подробности встречи с Сытником и Холодницким, однако заявил, что хотя и видит признаки коррупции в действиях Пимаховой, но также считает и обоснованным предъявление подозрения детектива НАБУ, которого задержали накануне.

Луценко раскритиковал методы, которыми действовали по делу агенты НАБУ, и заявил, что историю никак нельзя сравнивать с делом Борислава Розенблатта, где также были задействованы детективы под прикрытием.

По словам генпрокурора, оказалось, что агентами Бюро стали люди, которые вопреки закону не проходили конкурса. А методы, которыми они пытались узнать в чиновницы ГМС цифру взятки, были далеки от приемлемых.

"Думаю, что никто не хотел бы, чтобы месяцами агенты пытались выдавить с помощью водки, секса или наркотиков те или иные слова от любого", – подчеркнул генпрокурор.

Все эти детали, по словам Луценко, стали известны из оперативных данных, сбор которых длился несколько месяцев. И вот такие подробности ставят под сомнение то, насколько он не был осведомлен по делу.

Откровение генпрокурора стали неприятной неожиданностью для Сытника с Холодницким, поскольку на встрече стороны договорились не разглашать этих данных.

Как рассказал собеседник УП в правоохранительных органах, на встрече на Резницкой кроме Луценко и Сытника с Холодницким присутствовали руководитель второго подразделения детективов НАБУ Борис Индиченко и начальник управления, которое вело дело ГМС.

Во время разговора глава Генпрокуратуры не только обнаружил осведомленность в деталях дела, но и не отказал себе в удовольствии "порозпинати" представителей антикоррупционную органов за действия по делу.

После встречи генпрокурор сообщил, что получил заверения: работники НАБУ, которые координировали операцию, придут на допрос в понедельник, 4 декабря.

По данным источников УП в ГПУ, кроме задержанного детектива, говорится минимум еще о двух: руководителе подразделения детективов Индиченко и того же агента "Екатерину", которая стала известной после "янтарного дела", в которой фигурировали депутаты Борислав Розенблат и Максим Поляков.

Круг лиц, к которым были вопросы, еще накануне выглядело значительно шире. По информации собеседника УП в САП, вечером 29 ноября в ГПУ были готовы проекты подозрений относительно нескольких детективов НАБУ и заместителя Холодница – Владимира Кривенко.

Однако на следующий день, 30 ноября, Луценко признал, что САП не участвовала в планировании операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О чем молчит СБУ

Допросы своих сотрудников – далеко не единственная проблема, с которой может столкнуться НАБУ в ближайшее время.

Как рассказал собеседник УП в САП, во время двухмесячных следственных действий СБУ не только вычислило конспиративную квартиру агента под прикрытием, но и поставило там "прослушку".

Именно данные, полученные при осуществлении негласных следственных действий, и стали основанием для проведения обысков на других конспиративных квартирах и прихода силовиков в НАБУ.

И хотя в самом офисе Бюро обыск так и не состоялся, но и без него СБУ могла получить достаточно информации, исходящей значительно дальше дела Пимаховои.

"На конспиративных квартирах изъяли гору всего. Все флешки с материалами и протоколами негласных следственных действий во всех правах, данные всех агентов. Всю агентурную сеть НАБУ получила СБУ", – рассказал собеседник УП в САП.

Истинные масштабы "утечки", которая могла произойти, пока оценить сложно, поскольку в НАБУ никак не комментируют подробностей обысков. Молчат и в СБУ. В ведомстве третий день отказываются выражать как официальную, так и неофициальную позицию по этому делу.

История с задержанием агента под прикрытием – далеко не первая попытка уничтожить НАБУ. Однако она может иметь серьезный эффект, если в ее результате данные об агентурной сети попадут не в те руки.

С другой стороны – раскрытие информации об агентах значительно усложнит работу самого Бюро, что может привести к торможению борьбы с коррупцией в целом.

За время своего существования НАБУ успело стать костью в горле как для многих политиков и бизнесменов, так и для коллег по правоохранительной деятельности.

Несмотря на это, круг заинтересованных в "утечке" информации может оказаться очень широким. И появление контролируемых "сливов" данных, необходимых тем или иным политическим силам или бизнес-структурам, в такой ситуации представляется лишь делом времени.

НАБУ, Украина


Оксана Орсач

Журналист-расследователь.Освещает в материалах коррупцию на местном уровне и военные преступления. Работает в команде Nikcenter с 2019 года.Обращайтесь по почте orsach@nikcenter.org

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER