И смех, и грех. Почему ГПУ заинтересовалась Новинским

Аль Капоне посадили за неуплату налогов.

Босс мафии, один из главарей гангстерского мира Чикаго должен сесть за убийства или кровавые разбои. Даже обвинения в нелегальной торговле спиртным во времена «сухого закона» с него сняли. Оставили только смешное по меркам гангстера обвинение в неуплате налогов.

Однако спецагент Элиот Несс был так настроен посадить Капоне, принес в суд только "железные" аргументы и доказательства. И Капоне сел.

Слава агента Несса, похоже, не дает покоя и главе Генпрокуратуры Юрию Луценко.

Объявив после своего назначения поход за "крупной рыбой", новый генпрокурор уже успел задержать нескольких "середняков" уровня Кацубы и совместно с НАБУ взялся за рыбу покрупнее, как, скажем, газовый олигарх Александр Онищенко.

Но действительно "большой улов" не шел. До последнего времени.

Теперь же у Луценко готовятся провести тест на устойчивость политико-олигархических отношений. Таким тестом должно стать дело против соратника Януковича и бизнес-партнера Ахметова Вадима Новинского.

Ирония судьбы и генпрокурора распорядились таким образом, что "православный олигарх" может лишиться неприкосновенности, а то и свободу, как раз из дела церковные. Точнее, из-за вмешательства в них.

В ГПУ расследуют сразу два красноречивых эпизоды по уголовному делу, где проходит Новинский.

Первый касается попыток Януковича заставить почившего митрополита Владимира отречься от престола в пользу "друга Семьи". Второй – принудительной изоляции в то время "правой руки" Владимира владыки Александра (Драбинко). В обоих этих эпизодах фигурирует фамилия Новинского, который пока имеет статус свидетеля.

Но в украинских реалиях изменение процессуального статуса – дело даже не дней, а часов. Тем более, если этим занимается не только ГПУ, а целая президентская команда.

Войны отцов и верующих, или Меценат против Владыки

23 июня этого года в Корце Ровенской области было очень людно.

В этот день православная церковь чтит местную чудотворную икону Божьей Матери, и в Корецкий женский монастырь съехались высокие гости. Делегацию из Киева возглавил лично глава УПЦ МП митрополит Онуфрий.

Вместе с ним приехали митрополит Александр (Драбинко), который родом из Корца, и один из главных меценатов УПЦ Вадим Новинский.

Депутат "Оппозиционного блока", как рассказали изданию собеседники в церковных кругах, в последнее время едва ли не всегда сопровождает митрополита Онуфрия в его поездках по стране.

Но пока все слушали слова проповедей и искали умиротворения, между двумя членами киевской делегации неожиданно разгорелись совсем нехристианские страсти.

"По завершении совместной трапезы, примерно половине третьего дня, я вышел за территорию монастыря, – рассказал митрополит Александр. – Здесь и произошел инцидент с участием Новинского. Он – как мне показалось, в состоянии опьянения – окликнул меня и в грубой форме предложил "поговорить" с ним ".

По словам Драбинко, он шел к дому своих родителей и не собирался разговаривать с депутатом.

"Однако Новинскому не понравилось, что я не настроен на общение. Он начал кричать обидные вещи мне в спину. Не желая конфликта, тем более в присутствии односельчан, я шел своей дорогой. Однако Новинский не останавливался. В сопровождении нескольких охранников он догнал меня и несколько раз толкнул. Мол, я должен уйти с ним за угол монастыря, где у него будет возможность – цитирую – "набить" мне "морду", – рассказал владыка.

Разговор так и не состоялась, но заявление в полицию Драбинко написал.

Зато Новинский в комментарии журналистам заверил, что ситуация была совсем другой.

"У нас с Драбинко спонтанно состоялся эмоциональный обмен мнениями по церковным вопросам. То, что во многих СМИ попытка нашего разговора была представлена ​​как "драка", не соответствует действительности, подтверждают многочисленные свидетели", – заявил он.

В разгар сезона отпусков никто особого значения тому инцидента не предоставил.

Только 1 сентября, когда появилась информация, что ГПУ готовит представление о снятии неприкосновенности с Новинского, все вспомнили "Корецкую драку".

Однако, инцидент в Корце был скорее следствием, а не причиной интереса ГПУ к церковным делам Новинского.

На самом деле, представление генпрокурора, если оно таки попадет в Раду, будет касаться совсем другой истории с гораздо более широким кругом лиц.

В ГПУ расследуется "церковное дело", в которой можно выделить два тесно связанных между собой эпизоды.

Первый касается давления в 2013 году на главу УПЦ МП митрополита Владимира со стороны Януковича и его "друзей" экс-главы МВД Виталия Захарченко, экс-генпрокурора Виктора Пшонки и других.

На лето 2013 г. митрополит Владимир был уже старым больным человеком, нуждалась в серьезном лечении.

Несмотря на это, он оставался влиятельной фигурой в УПЦ и имел выразительные освободительное позиции. Владимир публично никогда не выступал за отделение от РПЦ, но автономию киевской митрополии отстаивал всегда.

Летом 2013 года Янукович, который чувствовал себя в Украине, мягко говоря, уверенно, решил, что на место Владимира пора посадить "своего человека". На роль "своего" был избран митрополита Антония (Паканича).

Оставалась одна проблема – митрополит Владимир был жив и отдавать свой престол не собирался. "Убедить" его Янукович поручил "семейным" силовикам – Захарченко и Пшонке.

Одним из аргументов, которые они использовали, стала фактическая изоляцию митрополита Александра (Драбинко), который был "правой рукой" Владимира и вдобавок отвечал за его лечение.

Эта ситуация совпала по времени со скандальной историей с "похищением монахинь", известной как "дело Бута". У Драбинко это дело называют спланированной провокацией, которая стала поводом начать на него давление.

Изоляция Драбинко – второй эпизод дела, в котором фигурирует и фамилия Новинского.

Более того, по словам Драбинко, "участие Новинского в обоих делах была ключевой".

"Новинский присутствовал на всех моих встречах с Януковичем, где последний требовал от меня заставить митрополита Владимира уйти на покой.

На этих встречах Янукович представлял Новинского как уполномоченное от себя человека в деле изменения предстоятеля УПЦ и вообще по делам нашей церкви, как "смотрящего", – заявил владыка Александр.

Поскольку материалы досудебного следствия – это секретная информация, журналисты обратились к обеим сторонам с просьбой изложить свою версию тех событий 2013 года.

Версия Драбинко

Я был "правой рукой" и ближайшим помощником почившего митрополита Владимира.

Именно на меня, как на личного секретаря митрополита и его доверенное лицо была возложена Синодом ответственность за лечение Блаженнейшего. Именно поэтому, чтобы заставить митрополита Владимира "добровольно" уйти на покой, команда Януковича решила сделать из меня заложника.

Почти полгода – с 17 июня 2013 по 13 декабря 2013 – я был вынужден находиться под конвоем на различных объектах, в том числе гостиничных комплексах, где меня оказывали давление, вели "разъяснительную" работу, пытались спаивать …

Это были настоящие психологические пытки.

Ко мне был приставлен конвой в форме работников "Грифона". Свободно передвигаться не мог. Забрали все средства связи. Не позволяли ни с кем общаться. Я был полностью лишен возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Даже личные вещи, нижнее белье мне привозил водитель …

Такие меры, по моему мнению, были приняты в качестве средства запугивания и давления на меня лично и моего непосредственного руководителя – Блаженнейшего митрополита Владимира.

Но самым болезненным для меня в те время было не насильственное удержание, а то, что с моим отстранением от дел и послушания в опасности оставалась тяжелобольной человек, пожилых людей.

Януковичу не нравилось, что митрополит Владимир, так сказать, не спешит "вовремя умереть" или, по крайней мере, пойти на "почетный" покой.

Тогда, взяв в "заложники" человека, которая единственная была уполномочена контролировать лечение митрополита Владимира, они начали шантажировать предстоятеля.

Пытались показать ему, что отныне процесс его лечения становился уязвимым и опасным.

Об этом при первой же встрече мне сказал Захарченко.

Он требовал, чтобы я покинул Украину, уехал в Москву. Я тогда спросил его – как я это могу сделать, когда у меня "на руках" пожилой и больной человек? Человек, который полностью доверил мне процесс своего лечения.

Захарченко тогда ответил, что о митрополите, мол, позаботятся и без тебя. Конечно, я отказался оставлять Украину. И за это получил конвой- "охрану" на 9 месяцев.

Условия содержания становились более жесткими. Видя это, митрополит Владимир однажды ночью позвонил Новинскому и сказал: "Вадим Владиславович, вы ведете себя не по-христиански. Прекратите издеваться над владыкой Александром".

Через 25 минут Новинский, несмотря на поздний час, прибыл к митрополиту в Феофанию и при свидетелях умолял простить его, обещал вмешаться в ситуацию …

Митрополит Владимир прекрасно понимал, почему меня неволили, и чего от него хотят.

"Правая рука" Владимира владыка Александр (Драбинко)

Но это была очень сильная духом человек. И он не сдавался. По просьбе митрополита разные люди обращались к Захарченко, Януковича и Пшонке по поводу моего незаконного содержания.

Это были народные депутаты, одна из которых после встречи с Януковичем сказала: "Верховного" переубедить "нельзя". Самым тяжелым было понимание того, что таким образом морально "добивали" митрополита Владимира.

Для примера приведу отрывок из своего дневника, который я умудрился вести во время содержания: "… 2 ноября 2013 весь вечер провел в Феофании в кабинете. Время от времени Митрополит вставал, вернее, его поднимали, чтобы не залеживался. Меня несколько раз звал. Захожу, спрашиваю: "что случилось?" Говорит: "ничего, просто хочу знать, что ты здесь". Сердце при таких словах обливается кровью ".

Я требовал, чтобы меня пускали на богослужение и навестить митрополита Владимира.

Разрешения на это давал Коряк. Происходило это так. Я просил старшего в наряде охраны, он звонил своему руководителю, а тот – Коряку.

Был и другой способ "выбить" право на молитву или на встречу с предстоятелем – получить на это разрешение у Новинского … Однако это не было легко. Упомяну лишь один факт: за время незаконного содержания мне больше 30 раз отказывали, когда я просил разрешения принять участие в богослужении.

После разговора с Захарченко 13.12.2013 мне позволить свободно передвигаться. Но с условием "не лезть в политику", потому что если я буду проявлять общественную инициативу, то снова "закроют". В то время в Киеве были в разгаре события на Майдане. Поэтому по моей просьбе снять конвой Захарченко ответил отказом. Конвой остался.

Сняли его только 21 февраля 2014-го, то есть в тот же день, когда Янукович сбежал из Киева. Я позвонил Коряку, спросил его, долго все это еще будет продолжаться. Он ответил: "А что они еще там? Так скажи ребятам, чтобы шли домой!"

Вадим Новинский играл ключевую роль в этом деле. Трудно понять, а тем более оправдать и другого фигуранта этого дела – митрополита Антония (Паканича), который согласился с планом Януковича и был готов при живом митрополите Владимире принять из рук Януковича церковную власть. Но я не хочу никого осуждать, не хочу опережать суд Божий.

Версия Новинского

Это дело возникло по заявлению народного депутата Андрея Деркача в апреле 2014 года – имею в виду дело о якобы попытке Виктора Януковича отстранить ныне покойного Блаженнейшего Владимира от предстоятельства Церкви.

Никто не задумывается над тем, что показания Драбинко алогичные по своей сути и абсурдны.

Пусть эти слова (о причастности Новинского к попытке сместить Владимира – ред.) остаются на совести Александра Драбинко.

Могу сказать одно: он врет, причем нагло и бездоказательно, а все стало возможным только благодаря тому, что Драбинко дружит со многими представителями нынешней власти.

Мне известно только об одной такой встрече, где были Драбинко, Янукович и Блаженнейший митрополит Владимир.

Эта встреча была организована по инициативе самого Блаженнейшего Владимира. Состоялась она в Феофании у него в кабинете.

По содержанию этой встречи Драбинко откровенно врет, никакого давления на него или обсуждения каких-либо вопросов, касающихся церкви, не было. Обсуждали проступки и поведение самого Драбинко.

Заявления о "похищении" Драбинко – это искажение реальных фактов

Общеизвестно, что он собственноручно написал заявление о предоставлении ему охраны как участнику уголовного судопроизводства, и в любой момент мог от нее отказаться. Но тогда желание отказаться от охраны у Драбинко не возникало, что и неудивительно: его имя фигурировало в деле, где десятки пострадавших на десятки миллионов долларов.

Тогда он публично не заявлял о том, что его насильно удерживали. Не заявлял он об этом и после бегства Януковича, вспомнив о тех событиях только летом 2014-го, после смерти Блаженнейшего Владимира.

Что касается того, что я решал вопрос об участии Драбинко в богослужениях, то как вы себе это представляете? Я – не представитель правоохранительных органов. Если я и способствовал Драбинко в каких-то вопросах, то только по просьбе и с благословения Блаженнейшего митрополита Владимира.

Я, как законопослушный гражданин, участвую во всех без исключения процессуальных действиях по делам, в которых являюсь свидетелем, а не обвиняемым, и ни разу не уклонился от встречи со следователями.

Возникает вопрос: почему дело начали рассматривать только сейчас, а не давали ей ход раньше?

Тогда, в 2014 году, следователи опросили свидетелей и, дело положили "под сукно". Сейчас реанимация дела нужна для того, чтобы попробовать отбелить Александра Драбинко и, наоборот, очернить Церковь. Первое и самое главное: меня удивляет тот факт, что только сейчас, во второй половине 2016 года, поднимаются вопросы, касающиеся событий, имевших место в 2013 году.

Почему сейчас? Почему Новинский?

Данное дело о давлении на митрополита Владимира и действительно было возбуждено еще 21 апреля 2014 при генпрокуроре Олеге Махницком.

В этом деле даже успели объявить подозрение нескольким фигурантам, в том числе Захарченко. Но до последнего времени оно тихо лежало в ГПУ. Пока туда не пришел Луценко.

Как рассказали собеседники редакции в ГПУ, именно Луценко, который «любит такие парадоксы», дал ход этому делу.

Это дало основания некоторым политикам увидеть за "церковным делом" какие-то личные причины.

"Знаете, это может быть просто какой-то  «личняк» Луценко. Только и всего", – предположил в разговоре с корреспондентами один из влиятельных депутатов группы "Возрождение".

Зато в окружении генпрокурора объясняют активизацию дела гораздо проще.

"Просто против Новинского есть достаточные доказательства. А, скажем, на Бойко нет. Чтобы посадить Бойко, надо экспертизу вышек провести, а они недоступны. А на Новинского есть все, что нужно", – заверил один из высокопоставленных собеседников в ГПУ.

Однако среди коллег "православного олигарха" по парламенту мало кто верит в самостоятельность Луценко.

"У нас все идеи возникают в одной голове – президентской. А дальше уже все решают, как их реализовать. Думаю, здесь просто хотят откусить кусок от активов. Хотя и так уже накусали столько, что вряд ли получится глотнуть", – сказал один из крупных бизнесменов с депутатским мандатом.

И даже в самой президентской фракции признают, что это дело может иметь не только "духовную" составляющую.

"25% в общем бизнесе с Ахметовым – лакомый кусок. Сложно устоять. Тем более, у нас во фракции, как шутил Луценко после выборов, является группки всех олигархов, но Ахметова нет. Он единственный, кто нам не "помогал". Поэтому не думаю, что кто-то будет блокировать представление на Новинского, если оно будет ", – считает один из депутатов БПП.

Игорь Гринев в комментарии репортерам не исключил поддержки представление ГПУ.

"Все зависит от аргументов генпрокурора", – сказал лидер БПП.

Новинский заявил УП, что его пытаются давить через его оппозиционную деятельность.

"Ложь и клевета в мой адрес – это попытка закрыть мне рот, заставить отступиться. Я слишком неудобен для многих. И я, и моя политическая сила", – считает Новинский.

Один из его влиятельных однопартийцев в разговоре с корреспондентами заявил, что от Новинского хотят одного – "денег".

Однако собеседники в окружении Луценко рассказывают, что деньги в этом деле действительно фигурировали, но их предлагали именно за то, чтобы вернуть дело «под сукно».

"Приходили просители. Но Луценко послал", – заверил собеседник.

Теперь же президентской команде нужно время, чтобы собрать голоса для поддержки представления Луценко.

Похоже, что партнер БПП по коалиции "Народный фронт" поддержит идею забрать у Новинского неприкосновенность.

"Это правильный ход. Его можно будет провести. И людям это понравится, бывший регионал, друг Кирилла. Тем более Ахметов не сможет его сейчас спасти, потому что у него самого позиции ощутимо ослабли", – заявил УП один из депутатов НФ.

На всякий случай в команде президента готовят и запасной вариант – вопрос гражданства.

"Новинский незаконно получил гражданство. Мы этот вопрос анализируем", – сказал УП один из влиятельных депутатов из окружения Порошенко.

Сам же Новинский убеждает, что украинский паспорт получил законно, а российский – сдал.

"При получении мной украинского гражданства были выполнены все предусмотренные украинским законодательством процедуры. С российского гражданства я вышел в 2012 году, о чем у меня есть все подтверждающие документы. Я живу и работаю в Украине, начиная с 1993 года, и свой выбор в пользу Украины я сделал осознанно ", – заявил он.

"Почему педалируются церковная тема и тема гражданства? Ответ прост, когда хотят больно ударить – бьют по самому ценному: по патриотизме и веры. Я – верный УПЦ, церковь и вера – это значительная часть моей жизни. А мой патриотизм, он не крикливый, но выражается в миллиардных отчислениях в украинский бюджет ", – добавил он.

Однако, не только желание "больно ударить" стоит за активизацией "церковной дела".

Как объяснили сразу несколько собеседников из президентского лагеря, там серьезно опасаются, что «Оппоблок» найдет, если уже не нашел, общий язык с "Батькивщиной" Юлии Тимошенко.

А объединенный, пусть и не публично, фронт Тимошенко, Левочкина и Бойко может стать серьезным противником для Порошенко. В такой конфигурации вопрос досрочных выборов не будет выглядеть уже так и призрачным.

"Наша задача показать, что они работают вместе. Чтобы люди об этом знали", – рассказал один из близких к Порошенко депутатов.

Дело Новинского может стать звоночком для участников такой "объединенной оппозиции". Хотя есть большие сомнения, что его кто-то услышит.

Как отметил один из депутатов-бизнесменов, "если такие договоренности есть, то они будут работать при любых условиях, будь то Новинский, или кто-то другой".

Всего в ГПУ довольно оптимистично смотрят на перспективы дела против Новинского.

Собеседник редакции заверил, что представление фактически готово, и его даже хотели внести уже в первый пленарный неделю, но решили подождать.

"Допросят еще нескольких свидетелей и можно вносить", – пояснил он.

Между тем, заместитель Луценко Евгений Енин успел заявить, что ГПУ готовит целый ряд представлений о привлечении депутатов к ответственности, но пока их вносить не будет.

У Луценко хотят, чтобы сначала сами депутаты изменили регламент работы Совета, чтобы их коллеги после представлений генпрокурора ходили на допросы, а не бежали из страны.

Как быстро парламент сможет ограничить путь к бегству своим же депутатам, вопрос довольно сложный.

Но, по данным редакции «Украинская Правда», Луценко может и не ждать этого решения. По крайней мере, по делу Новинского.

Луценко, Новинский

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER