“Айдар”. История одного добровольческого батальона без купюр

Проблемы в батальоне "Айдар" возникли из-за того, что его руководство использовало бойцов для решения бизнес-конфликтов и из-за постоянных скандалов с обвинениями в мародерстве и жестоком обращении с людьми. Некоторые бойцы впервые говорят об этом откровенно.

* Бывший комбат батальона Сергей Мельничук, который стал народным депутатом по спискам Радикальной партии Ляшко, хочет сохранить свое влияние на "Айдар" и имеет тесные отношения с бывшим председателем Государственного агентства по нацпроектам Владиславом Каськивым. Тот, в свою очередь, использует бойцов для собственных целей.

* Сейчас Генштаб определяется с новым руководителем добровольческого батальона, на которого не повлияют ни нынешний и.о. комбату Птичник, ни Мельничук.

"Айдар" был одним из первых добровольческих батальонов, который еще в мае 2014-го взялся защищать восточные рубежи Луганской области.

Тогда его основу составили майдановские сотни Самообороны – Афганская, 18-, 31, 37-ю, сотня "Медведи".

Когда журналисты спрашивали бойцов батальона "В чем главное отличие Айдара?", Один голос отвечали: "Мы все с Майдана" и могли еще добавить, что они – единственный добровольческий батальон в составе Минобороны, а не МВД.

Прошло несколько месяцев с начала горячей фазы АТО, и от тех, первых майдановцев, мало кто остался. Одни погибли в ожесточенных боях, другие пошли – кто перевелся в другие части, кто-то создал новые отдельные подразделения, кто подался в политику.

Вокруг "Айдара" все чаще возникали различные скандалы, связанные с мародерством, жестоким обращением с людьми или участием в бизнес-конфликтах.

Самый яркий пример – история с вывозом прямо из больницы руководителя "Укрспирта" Михаила Лабутина. Айдаровцы в этой ситуации защищали руководителя госкомпании, который находится под следствием за уклонение от уплаты налогов.

Сегодня бывшие айдаровцы, которые уже не связывают себя с батальоном, часто отказываются от комментариев. Мол, его руководство должно самостоятельно решить свои внутренние проблемы, потому что на передовой и сейчас воюют храбрые и настоящие воины – они не виноваты, что в тылу кто-то ворует, или решает свои бизнес-интересы.

Но проблемы и правонарушения, связанные с людьми, которые сейчас называют себя айдаровцами, уже давно перестали быть сугубо "внутренним делом" батальона – последние несколько дней ленты новостей пестрят сообщениями об акциях айдаровцев, а российские СМИ выдают "молнии" о том, что "Айдар" штурмует Минобороны ".

Что случилось с известным батальоном и кто в этом виноват, попыталась разобраться "Украинская Правда".

Похищение средь бела дня

"Я планировал с первого февраля постепенно возвращаться к «Айдару», хотя бы на штабную работу, но теперь и это невозможно", – говорит Максим Козуб, придерживая загипсованную руку.

Ранее он был командиром взвода айдаровцев с позывным "Тор", но в августе, во время боев за Вергунский разъезд, шар противника попал в левую руку и разбил кость.

30 января на митинге «айдаровцев» под Минобороны, куда Козуб пришел объяснять участникам, что батальон никто не расформировывает, – по этой же руке кто-то из единомышленников бывшего комбата Сергея Мельничука сильно стукнул. Поэтому в плечевой кости снова появилась трещина.

В этот день под зданием Минобороны было жарко.

Около 50 бойцов, которые собрались под МО, были недовольны созданием новой военной части и назначением и.о. комбата батальона Евгения Пташника. Также накануне митинга появились сообщения в СМИ о расформировании батальона со ссылкой на Юлию Евдокимову, которая выдавала себя за пресс-секретаря батальона.

До этого у «Айдар» был другой номер воинской части и его командиром был Сергей Мельничук. Он – бывший военный, хотя свой батальон в начале мая создавал вместе с пятью товарищами – гражданскими. На Луганщине тогда не было батальонов территориальной самообороны, и «Айдар» Мельничука стал первым на защиту этого региона.

Но за того, что печать батальона была утеряна, в середине января Минобороны выдало батальона новую и изменило номер воинской части. Изменился и руководитель «Айдара», поскольку Мельничук был избран в парламент по списку "Радикальной партии Олега Ляшко", и как нардеп не мог быть одновременно командиром батальона.

Еще в пятницу, 30 января, в комментарии "Украинской правде" Мельничук утверждал, что готов сложить мандат нардепа и вернуться на фронт.

Однако во вторник, 3 февраля, он от своих слов уже отказывался из-за якобы преследования со стороны правоохранительных органов. "Он (Аваков – ред.) готовит представление в ГПУ, и в ближайшее время я буду арестован, на этом все закончится", – пояснил Мельничук свое нежелание избавляться депутатского мандата.

К тому же, бывший комбат «Айдара» подчеркнул, что намерен подать законопроект, который позволит командирам батальонов совмещать обязанности нардепа и военнослужащего. В своем желании он не единственный – сейчас в Верховной Раде зарегистрировано три законопроекта на эту же тему.

Пока же Мельничук пытается сохранять свое влияние на батальон через проведение резонансных акций.

Во время митинга 30 января бойцы «Айдара» попытались выбить двери в Министерство обороны, но охрана ведомства смогла их оттеснить. В качестве предупреждения к центральному входу айдаровцы снесли резиновые шины – один из символов Майдана.

Бойцы не скрывали своего недовольства.

"Есть проблема с новым комбатом (Птичник – УП). Так случилось, что большая часть бойцов его не знают, его нет на передовой. Назначив его, не прислушались к мнению бойцов и командиров групп", – объяснял гнев коллег боец с позывным "Комаров".

Мельничук же пользуется уважением среди части айдаровцев, потому был с бойцами в окопах, а не отсиживается, как говорят бойцы, далеко от передовой как Птичник.

Не смог успокоить бойцов и один из заместителей министра обороны Петр Мехед, который пытался убедить их "продолжать защищать страну". Его речь, наоборот, усилила недовольство среди бойцов.

"Эй! Покаж, какой ты воин! Засунь себе в за*ницу ту печать", – перекрикивали они Мехеда. От кого-то из бойцов прозвучало предложение перекрыть дорогу, из-за чего заместитель министра поспешил вернуться в помещение МО.

Толпа успокоилась только когда из помещения Минобороны выходит Мельничук.

"Сегодняшняя акция себя показала, – начинает он, говоря в микрофон, – сейчас мы разойдемся, я не хочу, чтобы кто-то заболел под этим дождем – и уже в понедельник нас получится тысячи. Мы заблокируем полностью министерство обороны, мы пойдем под Генпрокуратуру, чтобы сделали соответствующие выводы. Нужно – будем блокировать и администрацию президента, чтобы он нас услышал все-таки".

Недогерои

В понедельник, 2 февраля, ситуация с батальоном имела продолжение. Руководитель фракции "Радикальной партии" Олег Ляшко на своем странице в Facebook разместил фото горящих шин – их таки зажгли представители "Айдара", женщины, которые представились матерями бойцов 25-го батальона, а также "батальонное братство", руководителя которого в среду задержала СБУ.

"Это горит Министерство обороны. Подожгли его те, кто называет себя айдаровцами. Подожгли потому, что бывший командир батальона Сергей Мельничук, который на моем горбу стал народным депутатом Украины, требует поставить своего человека на должность комбата. Это диверсия. Во время войны за такое расстреляли ", – написал Ляшко.

На следующий день уже в Верховной Раде, объясняя свою позицию УП, Ляшко также отказывался высказываний в сторону Мельничука.

"Включая его в список, я не понимал, что это за человек, и признаю свою ошибку. Я ему говорю – сложи мандат, чего ты им прикриваешся. Хочешь воевать – иди на фронт и воюй! Не хочешь – сиди и выполняй решение фракции! "- Открещивается от третьего номера своего списка нардеп.

Мельничук на такие реплики Ляшко есть что ответить: "Ляшко не брал меня в список. У нас были договоренности. Именно на крови бойцов "Айдара" партия прошла в Раду. Мы же помним, как мочили его "1 + 1" и другие медиа, а его рейтинги тогда сильно упали ".

Однако не только в Ляшко есть вопросы к Мельничуку. Есть они и у бойца с позывным "Тор", который сейчас лежит в больнице со сломанной рукой, и отсюда продолжает следить за ситуацией в "Айдаре".

Ранее айдаровцы старались не выносить на публику проблемы в "Айдаре". Их решение сводилось к встречам однополчан и волонтеров с руководством Генштаба и правоохранителями.

Как рассказывает Тор, которого на самом деле зовут Максим Козуб, с сентября встреч только с Виктором Муженко, где обсуждались проблемы батальона, было девять.

"Вы же читали, что написал Женя Дикий (заместитель командира взвода и командир отделения в его взводе – УП)? Мы долго не рассказывали о проблемах батальона, но это уже какой-то предел", – комментирует Максим.

Именно его похитили и избили во время митинга 30 января в Минобороны. Для него лично это стало "чертой". Тогда бывшие коллеги, по словам Козуба, связали ему руки и ноги скотчем, и так продержали около КПП Минобороны примерно 7 часов, а затем угрожали вывезти "в подвал" где-то на Житомирской трассе.

"Кто-то решал руки и давал отдохнуть, а кто-то мучил жаждой и не давал даже справить малую нужду. Я всегда был против, чтобы так даже с террористами вели, а это – айдаровцы. Свои же вроде …" – вспоминает Козуб.

В конце концов, его отвезли в милицию, которая нашла гранату в рюкзаке Козуба.

"Я уже понял, что мне подбросили. Теперь ведется расследование по статьям 127 и 146 (незаконное задержание и пытки), и по этой РГД тоже", – добавляет Тор.

Под его больничной подушкой – небольшая папка документов, которые он вынимает в подтверждение своих слов о бесчинствах бывшего комбата Мельничука.

"Вот история о попытке захвата Миргородского завода продтоваров" Калинка ", – демонстрирует он бумаги.

 

 

 

 

 

 

В компании пришло несколько десятков бойцов, которые сказали, что они ехали в зону боевых действий, но решили наведаться на завод, "потому что там есть какие-то сепары". Получилось так, что Александр Ногачевский (член наблюдательного совета завода – УП) – каким-то образом имел отношение к каськивским нацпроектам. Когда Каськив пытался отмыть деньги, Саша (Ногачевский – УП) не дал это сделать, за что получил отжим бизнеса ", – рассказывает Тор и показывает заявление о преступлении, написанную бизнесменом.

В ней в деталях описано встреча 29 октября Ногачевский и Каськива с Мельничуком и еще 20 вооруженными бойцами. Встречались в офисе Ляшко на Кловском спуске.

Тогда Каськив, по показаниям Козуба, объяснил бизнесмену, что ему "еще не долго ходить по земле", а товарищи Мельничука пригрозили расправой за то, что "отобрал заводы в Каськива".

Сам Мельничук в комментарии УП не скрывает, что дружит с Каськивым, но не в вопросах бизнеса.

"Многие связывают мое имя и Каськива. Да, мы дружим, и Каськив оказывает большую помощь. Он неоднократно на передовой и неоднократно на территории сепаратистов. Пусть любой из командиров сходит туда. Бизнес к войне не относится ", – комментирует бывший комбат батальона.

"Украинская правда" пыталась получить комментарий Каськива, но его советник на момент публикации материала так и не предоставил ответы на вопросы.

Конфликтов в Мельничука хватало с другими бойцами.

Автор гневного поста на фейсбук "банда" АЙДАР "VS БАТАЛЬОН" АЙДАР", УКРАИНА VS СОМАЛИ" Евгений Дикий – бывший руководитель отделения второй роты "Айдара", который летом получил ранения и не может находиться в батальоне после операции на сердце так же обвиняет Мельничука в том, что он использует батальон для сомнительных сделок и рейдерства.

"Какие у меня есть основания говорить о рейдерстве? А вы вспомните попытку захвата алюминиевого завода в Запорожье. Были еще попытки поставить" под себя "другой бизнес. Я это знаю от бойцов, которым напрямую предлагали участвовать в подобных операциях. Эти бойцы оказались, с точки зрения Мельничука-Каськива, "недостаточно умными", потому что решили просто поехать воевать в Счастье ", – добавляет Дик.

Еще пару месяцев назад в разговорах с журналистом УП он осторожно вспоминал "режим отжим" (мародерства) бойцов, неоформленности айдаровцев и конфликты в батальоне, указывая, что такое часто бывает на войне, и главное здесь – результат, который показывает батальон. А он есть. Большое количество взятых населенных пунктов и отвагу, с которой айдаровцы берутся за самые опасные и сложные задачи.

Теперь Евгений резкий в публичных выступлениях: "Ситуация с Максимом Лукошко показывает, как система Мельничука действовать с любым оппонентом. Меня уже спрашивают, я не боюсь".

Волонтеры-маркеры

Из-за ситуации в батальоне немало мощных волонтерских групп отказались централизованно помогать "Айдара".

Например, "Вернись живым" публично заявили об этом в ноябре, использовав в своих аргументациях слова и выражения, которыми сейчас оперируют Козуб и Дикий. Руководитель волонтерского объединения Виталий Дейнега грозился даже бросить Мельничука в корзину прямо у здания ВРУ.

Еще один известный волонтер, основатель "Народного тыла" Георгий Тука о проблемах в батальоне знал с лета.

"Сначала еще не очень придавали этому значения, потому что война – это война, всякое может быть. Но когда начали приходить сообщения из глубокого тыла с просьбами защитить их от" Айдара … "- говорит Тука и замолкает.

Ему неприятно говорить об этом, но разборки и грабежи надоели не менее, и в этом он обвиняет руководство батальона.

"В" Айдаре "с первого дня с точки зрения документооборота – полный бардак. Ни для кого не секрет, что 2/3 бойцов, в том числе из тех, что погибли, не оформлены. Это непосредственно было делать Мельничук, почему он это не делал? Вы говорите, что в других батальонах тоже есть нарушения. Так, но этого нет в таких размерах ", – говорит Тука.

"Могу даже сказать точно, когда мы прекратили общение и помощь" Айдара "- 28 августа", – говорит Владимир Григоренко, представитель Старобельского ОО "Воля", которая одной из первых начала помогать батальона – "география" обязывала.

Сам – в прошлом работник уголовного розыска, старобильчанин имел четкое представление, какие контрмеры можно принять для поддержания дисциплины и повышение авторитета бойцов "Айдара". Что произошло именно в этот день, он не говорит, только добавляет: "После этого вся наша работа с батальоном сводилась к борьбе с противоправными действиями людей в военной форме".

"Никто не принимал мер к наведению порядка – нет Мельничук, пока был комбатом, ни Валентин (Лихолит," Батя "- УП). Хотя последние полтора месяца, когда начала работать военная комендатура, стало немного лучше".

Сейчас "Воля" передает в "Айдар" только адресную помощь – конкретному бойцу, конкретное подразделение, конкретное ФИО или позывной. К сожалению, гуманитарка часто приходит с пометкой "НЕ для Айдара".

В Мельничука на это свое объяснение: "Многие нам прекратил поставлять помощь. После некоторых событий я ввел систему через накладные. То есть он заходит, и по накладной проверяют. Мы потом все будем выкладывать на своей странице, чтобы все видели, что волонтеры возят. После того, как мы начали контролировать, то некоторые организации отказались нам поставлять гуманитарку ".

С чего сыр-бор

То, что в батальона есть проблемы, признают и командиры, и бойцы.

"Мы знаем больше проблем, чем знают СМИ, мы понимаем, что есть лица, которых нужно локализовать", – говорит Александр с позывным "Комаров".

Так же говорит и Мельничук: мол, надо забрать провокаторов и людей, которые совершают неправомерные действия.

Вечером понедельника, 2 февраля, Мельничук заявил, что у него с Генштабом есть договоренность, что "Айдар" разделят на две части. Об этом из сообщений в интернете узнал и новый руководитель части Евгений Птичник, который, по словам некоторых бойцов, их не устраивает.

Птичник отказался от каких-либо комментариев, пока у него на руках не будет соответствующего документа.

Уже утром вторника, 3 февраля, стало понятно, что ни о каком разделении на части речи не идет. Хотя в ВР Мельничук продолжал настаивать на том, что руководителем будет "наш майдановец, собрат, а не выходец из других структур".

Владислав Селезнев, спикер Генштаба, рассказал УП, что на самом деле батальоном руководить не Мельничук, и не Птичник, а третье лицо, которое назначит Генштаб.

"Батальон" Айдар "будет один. Не будет "Айдара" имени Мельничука или "Айдара "имени Пташника,"Айдар" один – 24 батальон", – говорит Селезнев.

Он подчеркнул, что речь идет о новой части с новой печатью, так как местонахождение старой, якобы у бойцов "Айдара", сейчас неизвестно. Мельничук утверждает, что она находится в Счастье.

Но вряд ли такое распределение устроит Мельничука и бойцов, которые его поддерживают. На сегодня подконтрольная ему часть не воспринимается Генштабом, поэтому у бойцов могут быть проблемы с получением выплат, например.

Поэтому часть бойцов Мельничука имеет все шансы стать никому неподконтрольной группировкой, которая в любой момент придет под Раду или Администрацию президента с горящими шинами и странными лозунгами.

Этим Мельничук угрожает часто.

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER