Министр культуры Украины предстал перед херсонцами в образе героя Ремарка. ФОТОРЕПОРТАЖ

В рамках ХХ Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии», который проходит в Херсоне, представили спектакль Национального академического драматического театра имени Ивана Франко «Три товарища» по одноименному роману Эриха Марии Ремарка.

Спектакль был показан на сцене  Херсонского академического музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша.

Автор инсценировки и режиссер — заслуженный артист Украины Юрий Одинокий. Одну из главных ролей (Роберт Локамп) сыграл народный артист Украины Евгений Нищук — Министр культуры Украины.

В инсценировке из сложного и многопланового романа Ремарка с несколькими параллельно развивающимися сюжетными линиями сделали грустную «лав стори», выведя на передний план историю недолгой и трагической любви Роберта Локампа и Патриции Хольман (заслуженная артистка Украины Анжелика Савченко).

Первое действие спектакля, продолжавшегося в общей сложности около трех часов, режиссер поставил в почти бурлескно-водевильной манере, значительно ослабив фирменные ремарковские трагические штрихи, на которые писатель в романе не скупился, описывая «потерянное поколение» – людей, прошедших ад первой мировой войны, унижение Версальского мира и переживающие тяжелейший экономический кризис (действие романа происходит в Германии в 1928 г.). 

Инсценировка не дала возможности раскрыться большинству персонажей, даже два близких друга главного героя, Отто Кестер (заслуженный артист Украины Андрей Романий) и Готфрид Ленц (заслуженный артист Украины Александр Печерица) проходят через сюжет спектакля второстепенными и не особо выразительными персонажами.

Несомненной удачей спектакля была сценография. Художник Андрей Александрович-Дочевский сделал ставку на мобильное оформление сценического пространства и не прогадал. Ведь действие происходит в различных местах: улицы, дороги, автомастерская, гостиницы, трактиры, морское побережье, вокзал, театр… И в нужные моменты на сцене быстро появлялись детали интерьера для обозначения определенного места действия: кровати, стулья, столы, шкафы, слесарный верстак, барная стойка…

Единственным статичным элементом были только изображения автомобильных деталей на заднике сцены и автомобиля. Последний, скорее всего, – «Карл» – общий любимец трех друзей, в какой-то мере — четвертый друг в этой компании. И в романе ему уделено значительно больше внимания, чем в инсценировке.   

Также на задник проецировались черно-белые документальные кинохроники времени действия романа, также создавая соотвествующую атмосферу.

Во время спектакля не было ни единого участка сцены, не охваченного действием. Была даже «сцена в сцене»: это — проем на заднем плане, откуда приходили и куда уходили персонажи, и в этом проеме разыгрывались «действия в действии». В некоторых моментах, когда на передней части сцены шло основное действие, сзади тоже что-то происходило, дополняя сцену и рассказывая маленькую отдельную историю для внимательного зрителя, который не поленился посмотреть, что же в данный момент происходит за спинами основных действующих персонажей.

Неплохо поработала и массовка. Если место действия – общественное место, то массовка очень естественно создавала атмосферу, играя свои маленькие роли на заднем плане.

Световое и звуковое оформление спектакля также были на высоте. Там, где не дотягивали актеры или текст, музыка и звуки помогали создавать атмосферу, дополняя ее и нагнетая в нужных моментах. Атмосфера бара прекрасна своей мрачностью и трущобностью – освещенный передний план с главными персонажами, и сзади, в полумраке, – грубая, пьющая, шевелящаяся масса простых обитателей бедных рабочих кварталов.

Помогал восприятию происходящего и реалистичный реквизит. В тех емкостях, где должна была находиться жидкость (бочки, бутылки, стаканы, рюмки…), была жидкость, и актеры пили или выливали не воздух, как часто бывает в театрах. Во время сцены в баре, когда герой впал в состояние бешенства и начал все крушить вокруг себя, под звуки битого стекла на пол откуда-то посыпались настоящие осколки. Пистолеты громко и ярко стреляли, пугая зрителей своей реалистичностю.    

А под конец спектакля на сцене шел «настоящий» дождь, переходящий в правдоподобный пушистый снег.

Первое и второе действие воспринимались будто два разных спектакля. В первом актеры играли свои роли как-бы с трудом, не вызывая каких-то особых чувств, и если бы не шутки, то смотреть на это было бы совсем скучно. Но ко второй половине артисты разыгрались, эмоции и чувства стали более острыми и яркими.

Но финальный эмоциональный взрыв, катарсис, наступил, скорее, не благодаря актерской игре, а благодаря предсказуемому сюжету (Ремарк без безнадеги и смерти — не Ремарк), и музыкальному оформлению.

Выступая перед зрителями после спектакля президент международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии», художественный руководитель и директор Херсонского академического музыкально-драматического театра им. Н. Кулиша Александр Книга сказал, что на июль запланированы гастроли Национального академического драматического театра имени Ивана Франко в Херсон. Евгений Нищук добавил, что эти гастроли будут первыми масштабными гастролями театра по Украине после 2014 г. 

Народный артист Украины, Министр культуры Украины - Евгений Нищук   

Мельпомена Таврии, спектакль, театр

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER