Турецкий гамбит

Сталкиваться с правовой системой в Украине опасно не только собственным гражданам, но и приезжим иностранцам, которые обратились к родине Тараса Шевченко за политическим убежищем. История злоключений Баз Мехмет Тахир Дино только подтверждает это. 

Очень опасный иностранец

16 ноября прошлого года судья Центрального районного суда Николаева С.Черниенко вынес постановление об экстрадиционном аресте. Непривычный уху простого обывателя юридический термин означает, что под стражу берут иностранца с последующей передачей его стране, чьим гражданином он является. На этот раз карающая рука украинского правосудия коснулась 36-летнего гражданина Турецкой Республики уроженца города Мидиат – Баз Мехмет Тахир Дино. Мужчину задержали оперативники николаевского управления СБУ 14 ноября в Хмельницком, определив его на временное пристанище в Николаевский СИЗО.

Мехмет во время заседания суда

Вынося данное постановление, судья прислушался к доводам заместителя Николаевского областного прокурора Игоря Ильницкого, который в своем представлении указал, что иностранный гражданин разыскивается правоохранительными органами Турции для привлечения к уголовной ответственности.

Причем, статьи тамошних законов, которые, якобы, нарушил иностранец, были далеко не слабыми: участие в вооруженной сепаратистской террористической организации и применение взрывчатых веществ.

Не сумев добиться освобождения иностранца из-под стражи в суде первой инстанции, адвокат подал апелляцию. Но в Николаевском апелляционном суде не нашли оснований для освобождения турецкого подданного, и 29 ноября коллегия под председательством В.Царюка оставила постановление Центрального райсуда в силе.

Народ без национальности

Из сухих строчек судебных решений очень трудно разглядеть личность задержанного, тот жизненный путь, который привел его в противостояние с турецкой, и, соответственно, с украинской правоохранительными системами. По-видимому, николаевские судьи, мало знакомые с перипетиями жизненных коллизий турецкоподданного, пользовались простой логикой: если власть одной страны разыскивает человека, который совершил на ее территории преступления, то коллегам нужно помочь. Тем более, что никто не отменял Европейскую конвенцию от 1957 года о выдаче правонарушителей, к которой присоединилась и Украина.

Однако, в данном случае не все так просто.

Баз Мехмет Тахир Дино в Турции действительно привлекался к уголовной ответственности, отсидев с 1993 по 1997 гг. за решеткой. Но здесь важно отметить, что основной виной данного человека стала его… национальность, а также гражданская активность. Дело в том, что на берегах Анталии такую национальность, как курды, вообще не признают, официально называя их горными турками. Это притом, что в Турции по разным оценкам проживает от 12 до 20 миллионов курдов.

Так же не признает официальная власть Турции и язык этого народа. Все попытки курдов создать в составе страны свою автономию, иметь право свободно разговаривать на родном языке, получать на нем образование тамошними властями жестоко пресекаются. Лидера курдов Абдуллу Оджалана в Турции приговорили к смертной казни, и с таким приговором человек провел за решеткой уже несколько лет, находясь в полном неведении оттого, приведут ли приговор в исполнение и когда.

Понятно, что курды не мирятся с таким положением вещей и всячески пытаются отстаивать свои права. Одни с оружием в руках,  другие – гражданскими акциями: митингами, демонстрациями протеста и пр. В вихрь этих политических событий попал в свое время и Мехмет Баз.

В 17 лет за активное участие в демонстрациях и митингах его бросают за решетку. Причем, по статье «участие в экстремистской террористической группировке». В Турции часто используют по отношению к политическим оппонентам статьи подобного рода. Поясняется это просто – за терроризм наказание более тяжелое. Кроме того, в этой стране многие арестованные проводят не один год за решеткой без предъявления обвинения; часто к заключенным применяются пытки. К слову сказать, во время заключения к Мехмету также применялись пытки, в результате чего ему пришлось ампутировать стопу.

Родной племянник Мехмета - Эрхан Баз, которого ранили полицейские во время мирной демонстрации курдов в конце 2012 г. Стражи порядка попали в голову юноши с расстояния пяти метров газовой гранатой.Из-за этого ранения парню пришлось бросить учебу в университете

Об этой темной стороне внутренней жизни Турецкой Республики мало знают тысячи приезжающих сюда каждый год на отдых, но о данных проблемах хорошо осведомлены правозащитные организации Европы. Недаром европейский суд по правам человека в своих решениях неоднократно указывал на серьезные нарушения прав человека, которые допускают в своей деятельности правоохранительные органы этой страны. Кстати, официально пытки в Турции были запрещены всего лишь несколько лет назад.

 

Беженец по политическим мотивам

Выйдя в 1997 году из тюрьмы, Мехмет Баз уже через год бежит в Грецию, а оттуда, еще через год, в Россию. У наших северных соседей мужчина работает в Курдском культурном центре (г.Москва) журналистом. В командировках бывает и в Украине, где знакомится со своей будущей женой – жительницей Винницы Татьяной Бевз. В 2004 году по поддельным документам Мехмет Баз перебирается жить в Украину, где начинает вести свой бизнес, создает семью. Живут Мехмет и Татьяна в Одессе, там же у них в 2008 году рождается первый сын, а еще через два года – второй.

Мехмет с сыновьями

Понимая всю шаткость и неопределенность своего нелегального положения, в 2008 году Мехмет предпринимает меры, чтобы урегулировать свое положение. Но что-то не сложилось.

В апреле 2010 года мужчина повторяет попытку, обратившись в Госкомитет по национальностям и религии о получении статуса беженца. В своем обращении он честно указывает, что находился в турецкой тюрьме; предоставляет документы о совершении тех, якобы, преступлений, в которых его обвиняют власти Турции. Конечно же, со своими подробными пояснениями данной ситуации.

Почти год с привлечением сотрудников милиции и СБУ (в обязанности этих ведомств входит проверка информации, предоставленной заявителем – прим.авт.) госкомитет рассматривает заявление и в марте 2011 года удовлетворяет прошение. Мехмету присваивают статус беженца по политическим мотивам, что дает ему право спокойно пребывать в нашей стране.

 

Лишить нельзя помиловать

Впрочем, долго радоваться своей легализации Мехмету не пришлось. В начале ноябре 2012 года он получает сообщение о том, что 18 октября решение, по которому ему был присвоен статус беженца, ОТМЕНЕНО. Подобная информация прогремела для семьи Баз, как гром среди ясного неба.

Вопросы – как, за что и почему повисли в воздухе. По сути, получалось, что без какого-либо участия человека власти решили его судьбу, оповестив его об этом задним числом. По факту. Причем, особый цинизм ситуации состоял еще и в том, что именно 18 октября Мехмет и Татьяна официально оформили свои отношения, расписавшись в одном из одесских загсов.

Вникнув в суть написанного, Мехмет узнал, что в одночасье лишила его права на легальное пребывание в стране новая организация – Государственная миграционная служба (ГМС Украины), которая была создана взамен госкомитетов по национальностям и по делам беженцев.

Причем произошло это практически молниеносно: в сентябре заместитель начальника одесской областной милиции подал во вновь образованную структуру ходатайство о лишении курда статуса беженца, а в октябре его уже поддержали в ГМС Украины.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но самое парадоксальное в этой истории то, что официальным основанием для лишения курда статуса беженца стали сведения, …благодаря которым он этот статус получил.

Да-да. Все те сведения и документы о его криминальном прошлом в Турции, которые он добровольно и честно предоставил, понимая, что они могут быть использованы и против него, на этот раз предоставило украинское бюро Интерпола. Причиной стало то, что в 2011 году, спустя 13 лет после бегства из Турции, тамошние власти объявили Мехмета в международный розыск.

Но если госкомитет по национальностям вник во все нюансы ситуации с Мехметом и предоставил ему убежище на территории страны, то госмиграционная служба такими «глупостями», похоже, себя не заморачивала. Новая структура решила пожертвовать курдом во имя каких-то своих, только ей одной известных целей. То, что при этом государственная структура грубо нарушила конституционное право человека на защиту (хотя бы возможность дать пояснения в том, в чем его обвиняют), никого в ГМС Украины, похоже, не смутило.

А дальше нарушение закона в отношении курда со стороны госструктур стало идти по цепочке. 14 ноября сотрудники Николаевского управления СБУ прямо на улице схватили в Хмельницком Мехмета и перевезли его в Николаев. Причем об этой спецоперации силовики, похоже, забыли оповестить областного прокурора Хмельницкого, как того требует закон.

На протяжении суток курду не давали есть, а во время допроса ему не предоставили переводчика – как того, опять же, требует закон. Почему зарегистрированным в Одессе занимались николаевские эсбеушники – вопрос, который также остался без ответа. Автор обратился в управление СБУ в Николаевской области за комментариями, но в ответ получил отказ.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол допроса Мехмета (начало)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол допроса (окончание)

На сегодняшний день Баз Мехмет Тахир Дино находится в Николаевском СИЗО. У него открылась старая язва, но квалифицированной медицинской помощи ему не предоставляют. Жене, почему-то, не дают возможности навестить Мехмета.

    Жена Татьяна и родственники Мехмета
 

 

 

 

 

 

 

 

В Одесском окружном административном суде на его обращение о честном рассмотрении дела и отмене решения ГМС Украины ответили отказом. Вскоре в Одесском апелляционном админсуде состоится рассмотрение его апелляции. Чем она закончится – покажет время.

 

Ярослав ЧЕПУРНОЙ, НЦЖР 

 

P.S. Журналисты газеты «Сегодня» из своих источников в ГМС Украины узнали, что обвинение Мехмета в причастности к взрывам – фикция. Трое турков показали в полиции, что слышали, от кого-то о том, что Мехмет Баз, якобы, заложил взрывчатку. Причем, никакой взрывчатки в указанном месте так и не нашли.

Иван Иванишин, адвокат Мехмета Баз

– В случае с Мехметом имеем грубейшее нарушение законодательства со стороны украинской судебно-правоохранительной системы. Дело в том, что пока Одесский апелляционный административный суд не вынесет решение по иску моего подзащитного решение Государственной миграционной службы не считается вступившим в силу. Соответственно на сегодня он считается иностранцем со статусом беженца, а значит применять к нему экстрадиционный арест нельзя. 

 

Комментарии (3)

  • 13 лет мужчину не искали и тут вдруг вспомнили о нем. Наверное сильно намитинговал. Фотка близких очень интересная по внешнему виду народ настроен решительно

  • Он хотел уехать потому что Украина стала небезопасной страной для беженцев. Чиновники нарушают законы Украины, а также международные законы по правам человека . В такой стране можно жить или искать защиты?

  • ОРД: Страна без защиты
    ord-ua.com/2013/02/…/strana-bez-zaschit…
    22 Şub 2013 – Более того, в суде защита указывала, что обвинения в терроризме Баз Мехмет Тахир Дино, …

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER