Коварный Зораки

 

Выводы милицейских экспертов из Николаевского НИЭКЦ чуть не привели на скамью подсудимых николаевца, решившего заработать на перепродаже стартово-сигнальных пистолетов.

Деньжат по-легкому срубить

Когда 17 января 2011 года на запястьях у 28-летнего Владимира Матющенко (имя изменено) щелкнули наручники, он поначалу жутко растерялся. Бизнес, которым он последнее время занялся и который обещал такую хорошую выгоду, вдруг превратился для него в источник неприятностей. А те 18 тысяч 200 гривен, заработанные им от нехитрой сделки типа «купи-продай», и которые он уже успел мысленно потратить, перекочевали из его кармана в милицейский дипломат. 

Хотя начиналось-то все намного более оптимистично. В сентябре 2010-го он продал своему хорошему знакомому из Очакова стартовый пистолет «Zoraki-914 S», который незадолго до этого купил. Спустя несколько месяцев знакомый позвонил и попросил достать ему еще один такой же. Матющенко нашел, как это сделать: через интернет-магазин он приобрел пистолет и перепродал знакомому с некоторой наценкой. Через несколько дней друг позвонил Владимиру Матющенко и попросил достать уже семь пистолетов: об услуге попросил его знакомый, который занимается разведением рыбы. Для охранных целей ему, мол, необходимо оружие. Владимир взял кредит в банке и на полученные деньги приобрел указанное количество пистолетов. Обмен состоялся на междугородном автовокзале: Матющенко отдал приехавшему из Очакова гонцу пистолеты, а тот ему деньги. Сразу после этого оружейного «воротилу» задержали сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью и предъявили обвинение по статье 263 ч.1 «Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами», санкции которой предусматривают от 2-х до 5-ти лет лишения свободы. Еще через день старший следователь милиции В. Рябченко возбудил по данной статье уголовное дело.

Злосчастные Zoraki

Пистолеты «Zoraki-914 S» из-за которых разгорелся весь сыр-бор, по своему назначению являются стартовым (шумовым) оружием, которое стреляет 9 мм холостыми патронами. Но если выкрутить в конце ствола заглушку, он может стрелять также сигнальными ракетами. Данное конструктивное изменение, кстати, предусмотрено заводом-изготовителем, который находится в Турции.

Примечательно, что в последние несколько лет интерес к данному пистолету у простых обывателей и в России, и у нас, в Украине, заметно вырос, и связан он не с повальным увлечением спортом, а с другим обстоятельством. Дело в том, что при выкрученной заглушке пистолет может стрелять не только сигнальными ракетами, но и патронами травматического действия. Тем самым превращаясь из совершенно безобидного пугача в реальное подобие средства защиты. Но даже в этом случае пистолет НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ оружием. Об этом говорится и в заводской инструкции к пистолету, и в выводах Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра, который находится в Киеве. Они были сделаны еще в 2009 году. При проведении лабораторных испытаний специалистами центра было обнаружено, что при отстреле данным пистолетом боевых огнестрельных патронов в стволе появляется трещина, и дальнейшее использование просто опасно для жизни. Соответственно считать эти пистолеты огнестрельными при всем желании категорически нельзя. Но в милиции считают по-другому.

Зайдя на сайт судебных решений (www.court.gov.ua) и набрав заветное слово «Zoraki-914 S», получите с десяток решений украинских судов, в подавляющем  большинстве (!) которых данный пистолет признается гладкоствольным огнестрельным оружием. А тех, кого милиция ловила с ним, отечественная фемида «награждала» двумя годами условно. 

Противоречивые экспертизы

Эксперты из Николаевского научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра, по-видимому, решили себя особо не утруждать и пошли по проторенному пути своих коллег. Так же, как эксперты из других украинских НИЭКЦ, они признали пистолеты «Zoraki-914 S» огнестрельным оружием. Примечательно, что об этом Владимир Матющенко узнал от следователя – сам результат экспертизы ему никто на руки не дал. Сомневаясь в правильности выводов милицейских экспертов, Владимир со своим адвокатом Дмитрием Беспрозванным заказали проведение еще одной экспертизы – в филиале Одесского института судебных экспертиз. Вывод специалиста Павла Репешко, проводившего экспертизу, был однозначен – предоставленные на исследование восемь пистолетов «Zoraki-914 S», являются стартово-сигнальными пистолетами, соответственно к огнестрельному оружию НЕ ОТНОСЯТСЯ. 

Правоохранители признали свой промах

– Через несколько месяцев после начала досудебное следствие в прямом смысле зависло, – говорит адвокат Дмитрий Беспрозванный. По-видимому, следователи не знали, что со всем этим делать. С одной стороны, мой подзащитный был не виноват, так как торговал не огнестрельным оружием, что законодательством не запрещено. С другой стороны, есть громкое дело о торговце оружием, раскрытое оперативниками Николаевского УБОПа, о котором в январе прошлого года, с подачи милиции, раструбили все местные и даже национальные СМИ. Примечательно, что не закрывая, по сути, провальное уголовное дело, следствие грубо нарушало Уголовно-процессуальный кодекс Украины. В соответствии с законодательством досудебное следствие может продолжаться два месяца. В исключительных случаях три. Но в данном случае счет пошел уже на семь месяцев (!), что являлось грубым нарушением. При этом прокуратура, которая должна реагировать на подобные «проделки» милиции, закрывала на все глаза, – вспоминает адвокат.

Впрочем, его настойчивость не прошла даром. Уголовное дело в отношении Матющенко правоохранители таки закрыли. Сделали, правда, это без помпы с которой взахлеб год назад рассказывали о задержании торговца огнестрельным оружием. А не так давно вернули и все изъятые «Зораки» его владельцу. 

Постановление пленума Верховного Суда Украины

№3 от 26.04.2002 г.

«Про судову практику в справах про викрадення та інше незаконнеповодження зі зброєю, бойовими припасами, вибуховими речовинами, вибуховими пристроями чи радіоактивними матеріалами. 

…Пневматична зброя, сигнальні, СТАРТОВІ, будівельні, газові пістолети (револьвери), пристрої вітчизняного виробництва для відстрілу патронів, споряджених гумовими чи аналогічними за своїми властивостями метальними снарядами несмертельної дії, ракетниці, а також вибухові пакети й інші імітаційно-піротехнічні та освітлювальні засоби, що не містять у собі вибухових речовин та сумішей, Не МОЖУТЬ БУТИ ВІДНЕСЕНІ до предмета злочинів, відповідальність за які настає за статтями 262, 263 КК.

 Александр Савченко, заместитель начальника следственного управления Николаевского УВД  

–         Столь продолжительное досудебное следствие по данному делу связано с тем, что мнения экспертов разделились. Одни считают этот пистолет огнестрельным оружием, другие нет. Чтобы не привлекать необоснованно к уголовной ответственности человека, мы должны четко во всем разобраться. Впрочем, обвинение данному лицу не предъявлено, так что можно считать, что его права не нарушены.

Всем остальным жителям Николаева и области могу посоветовать не покупать оружие у таких, как Петрушенко. Есть установленный законом порядок приобретения оружия (охотничьего, травматического, газового и др.), и, чтобы не было проблем с законом, нужно его строго придерживаться.

 


Ярослав Чепурний

Журналист-расследователь

Комментарии (5)

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER