Большая приватизация: время пришло

В начале нынешнего года Фонд госимущества в очередной раз анонсировал приватизацию стратегических предприятий. Прошлый год был как годом очередной неудачи в направлении продажи государственных активов, так и периодом внедрения изменений, направленных на обеспечение прозрачного приватизационного процесса по четким правилам.

В то же время в противовес этим изменениям эффективно работали "силы", которые тормозили приватизацию, срывая аукционы, затягивая передачу объектов от министерств в Фонд госимущества или принятия законопроекта 2319, без которого запуск разгосударствления сотен предприятий невозможно.

Успехи и промахи

Бременем украинской экономики есть тысячи государственных предприятий. Эти компании всегда были источниками беспрецедентного воровства, подчеркивает гендиректор инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа.

"Например, Одесский припортовый завод (ОПЗ), согласно статистическим данным, заработал примерно 300 млн грн. Однако посмотрев средневзвешенные цены и объем производства завода и сделав несложные математические расчеты, можно увидеть, что на самом деле предприятие заработало 50-70 млн. долл.", – говорит он.

На сегодня в истории украинской приватизации примером безусловного успеха является как публичная приватизация "Криворожстали", которая принесла бюджету более 24 миллиардов гривен.

Сумма, которую в 2005 году заплатила компания Mittal Steel Germany GmbH, в два с половиной раза превышала стартовую цену и была почти в шесть раз выше, чем цифра, за которую продали комбинат 2004 года. Не менее важно, что и после покупки новый владелец инвестировал в модернизацию производства на объекте не один миллиард гривен.

Во времена Януковича приватизационный процесс был, мягко говоря, непрозрачным. Предприятия часто попадали в "нужные руки", а в бюджет поступали суммы значительно меньше, чем можно было бы получить в случае проведения конкурентных торгов. Это прекрасно иллюстрируют продажи государственных пакетов акций энергокомпаний в 2011-13 годах.

Запуск приватизации уже новой властью запомнился такими событиями, как срыв продажи миноритарного пакета "Сумыхимпром", успешной продажей 25% "Закарпатьеоблэнерго", блокированием продажи "Президент-Отеля" и очередной неудачной попыткой "избавиться" Одесского припортового завода. Как следствие, приватизационные кампании двух последних лет обогатили госбюджет только на 610 000 000 гривен.

Приватизационный ребрендинг

Несмотря на незначительные успехи реализации государственных объектов подход к оптимизации приватизационного процесса выглядит комплексным.

Ядром приватизационных изменений на данный момент есть проект закона 2319. Документ предусматривает внесение изменений в существующие законы и имеет целью обеспечить прозрачный, профессиональный и беспристрастный продажа государственных объектов.

Среди предложенных изменений – невозможность участия в приватизационном процессе компаний и физических лиц государства-агрессора, а также установление более жестких требований к участникам приватизации в целом.

Одним из важнейших положений законопроекта является отмена продажи на фондовых биржах пакета акций акционерного общества в размере 5 – 10 процентов уставного капитала.

"Такая продажа затягивал процесс приватизации почти на два месяца. Более того, продажа 5-10 процентов акций вызывал дробление пакета акций, недополучение бюджетом доходов и потенциальным созданием проблем в виде рейдерского захвата объекта после окончания приватизации", – подчеркивает управляющий партнер киевского офиса Baker & McKenzie Сергей Пионтковский.

Третий пункт изменений, предлагается документом 2319 – это вовлечение в процесс приватизации профессиональных советников. Привлечение международных инвестиционных банков к приватизации дает возможность провести масштабную маркетинговую кампанию и достучаться до буквального каждого стратегического инвестора в мире, говорит Пионтковский.

Советника привлекать целесообразно до приватизации любого крупного объекта, говорит гендиректор Concorde Capital. "Даже если советнику удастся поднять стоимость на 30-40%, то в цифрах это будут десятки или и сотни миллионов долларов, особенно, когда речь идет об ОПЗ и порты", – отмечает Мазепа.

Уже в прошлом году на практике можно было оценить такое новшество как электронные торги, которые введены с целью реализации объектов малой приватизации. Небольшим, но показательным примером является в том числе продажа контейнеров для перевозок ЗАО "Научно-производственного объединения" Этал ", которые много раз безрезультатно выставлялись на продажу на классических торгах.

Партнер МЮГ AstapovLawyers Олег Мальский также отмечает важность такой инициативы ФГИ как создание приватизационной кодекса. "Все законодательство, касающееся приватизации, все законодательные и подзаконные акты, надо привести в соответствие. Не так важно, это будет кодекс или документ с другим названием", – отмечает эксперт.

Также ФГИ разработал новую методику оценки объектов, которая в конце прошлого года была одобрена Кабмином.

Новый механизм предусматривает закладки в основу оценки рыночной стоимости, а не балансовой отчетности объектов, привлечение к оценке независимых оценщиков и согласования стартовой цены пакетов акций объектов группы "Г" и топливно-энергетического комплекса рабочей группой, созданной правительством (представители министерств и международных организаций – ЭП).

Сколько и кому

Кроме регуляторных и организационных изменений, в которых нуждается приватизационный процесс не менее важным является определение самих объектов приватизации. Мнения большинства экспертов и чиновников сходятся на том, что приватизировать нужно все государственные предприятия, кроме действительно стратегических.

"Среди этих отдельных объектов – гидро- и атомные электростанции. В то же время" Турбоатом ", ОПЗ," Укрзализныця ", трубопроводы," Укрспирт "и сотни других предприятий должны быть проданы", – отмечает Мазепа.

Так, малые и средние предприятия власть не против передать в руки местным бизнесменам, а владельцами крупных компаний обычно видят иностранного инвестора. Это объясняется тем, что иностранные инвестиции являются гарантией того, что предприятия получат финансовые вливания на модернизацию производства, внедрение технологий, опыт в контексте применения новых форм управления и, вероятно, новые рабочие места.

Иностранного владельца планируется найти частности для Одесского припортового завода, продажа 5% акций которого в прошлом было отменено всего за неделю до конкурса.

Среди потенциальных покупателей завода, по словам председателя Фонда госимущества, являются американские, турецкие, китайские и европейские инвесторы, в частности, один из крупнейших в мире поставщиков минудобрений, норвежская компания Yara. Объект планирует выручить не менее миллиарда долларов.

Другим госпредприятием, которое видят в собственности иностранцев, является "Центрэнерго". Наиболее реальным покупателем энергетической компании называют французскую Engie (ранее Gaz de France – ЭП).

Также, по словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина, заинтересованность в покупке украинских энергетических компаний выразили инвесторы из Казахстана. Вероятно, что за рубежом будут искать и владельца "Президент-Отеля", приватизацию которого в прошлом году сорвали его же арендаторы.

Существует возможность привлечь иностранные инвестиции и в ходе приватизации сельхозпредприятий. О заинтересованности американских, европейских и китайских инвесторов заявил недавно и министр аграрной политики Алексей Павленко.

Вызовы – 2016

Несмотря на значительные наработки в создании бэкграунда для "большой приватизации", остается ряд препятствий, не поборов которые невозможно достичь настоящего успеха.

Среди этих вызовов – недопущение блокирования продажи тех или иных активов, усовершенствование процесса передачи ведомствами объектов Фонда госимущества, принятия важнейшего законопроекта 2319, а также принятия новой редакции Закона "Об оценке".

Как подчеркивает Мальский, механизма оценки объектов государственной собственности является сложным вопросом.

"Сегодня инвестор, оценивая объект, не может адекватно понять его истинную доходность, ведь значительная часть прибыли выводится не путем распределения дивидендов или формирования прибыли, а путем заключения договоров со связанным лицами, через договорные контракты и уменьшение налоговой нагрузки", – объясняет эксперт.

Защита инвесторов также является одним из условий, необеспечение которой может поставить под сомнение достижения приватизации. Несмотря на привлекательность украинских государственных предприятий для иностранных компаний, инвестор осознает наличие в Украине рисков, которые трудно оценивать и которым сложно противостоять.

"После смены собственника государственного предприятия необходимо предусмотреть возможность позволить инвесторам, законодательно, в одностороннем порядке, без штрафных санкций, разорвать контракты, которые заключении на несправедливых, нерыночных условиях", – подчеркивает Мальский.

Такой механизм сделал бы вывод прибыли и позволил самостоятельно определить контрагентов. Более того, такие шаги подняли бы и стоимость госпредприятий, и увеличили бы желание иностранных инвесторов участвовать в приватизации.

Неотъемлемым процессом приватизации также должна быть ликвидация сотен предприятий, которые по сути, давно не функционируют, а также передача важных для страны гособъектов в управление холдинга.

Какими бы ни были риски и вызовы, ясно одно, что приватизация, это тот процесс, который больше нельзя откладывать на "завтра", ведь речь идет не только о наполнении бюджета, но и о восстановлении доверия, и не только зарубежных инвесторов, а и украинских граждан.

"Коррумпированные чиновники за каждый месяц неприватизации украдут еще несколько десятков миллионов долларов. В то же время приватизация – это свидетельство того, что в стране происходят изменения", – резюмирует Мазепа.

Ольга Дубенская, Экономическая Правда

коррупция, приватизация

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER