Правосудие по-украински. В результате судебного решения одинокая мать с трехлетним сыном могут оказаться на улице

Решение принято

Наталья Иванова пришла в Центр со своей проблемой уже тогда, когда были пройдены основные этапы судебных разбирательств: дело о выселении ее семьи, состоящей из пяти человек, в том числе, и трехлетнего сынишки, рассмотрено в Ленинском райсуде г. Николаева, в Апелляционном областном и в Высшем специализированном судах. Согласно всем принятым решениям, семья Натальи должна выехать из дома по переулку Строительному, 26 в Николаеве без предоставления другого жилья. Свои права наследницы на этот дом предъявила и доказала в суде дальняя родственница семьи – Ольга Харитонова, проживающая сейчас в Одесской области. Ни на какие переговоры о том, чтобы разрешить проживать родственникам без права собственности, Харитонова не идет. Ее требование однозначно: выселить – и без всяких компромиссов! И это, конечно же, остается на ее совести.

Адвокаты, с которыми общалась Наталья, утверждают, что решение суда принято, и оно обязательно будет выполнено. Только вот куда им деваться её родным, если они прожили в доме больше 20 лет, и идти просто некуда?

Казалось бы, ситуация безвыходная, и она реально грозит тем, что семья с маленьким ребенком окажется, в буквальном смысле слова на улице.

 

Упущенные возможности

Обычно в защиту героев своих публикаций журналисты приводят доказательства их правоты. Здесь – другой случай. Можно сказать, что Наталья и ее мать – Нина Кизина – сами упустили возможность отстоять свои права. В свое время Нина Кизина вышла замуж за Владимира Лихошерстова – отчима Натальи и родного отца Ольги. Владимиру Лихошерстову в дар от бабушки и достался этот дом, в котором прописаны и проживают более 20 лет Нина Ивановна, ее дочери – Наталья и Мария, сын – Евгений и внук Юрий. Жили себе люди спокойно и даже не думали о том, что из этого дома их могут попросить. Тем не менее, законы – вещь упрямая, и не учитывать их нельзя.

До смерти наследника супруги прожили вместе семь лет, не узаконив свои отношения в ЗАГСе. Это и сыграло решающую роль, когда встал вопрос о вступлении в права наследства: суд не признал права Нины Ивановны как гражданской жены, да и сам факт совместного проживания Кизиной с детьми и Лихошерстова судья назвала недоказанным.

Еще одним упущением стало то, что Кизина не заявила свои права на наследство в отведенные законом сроки, потому что ничего не знала о договоре дарения, а Харитонова сделала это в первые полгода после смерти отца.

Дальше в судебных разбирательствах обе стороны так увлеклись доказательствами своей правоты, что даже не вспомнили о правах трехлетнего Юры Иванова. Ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц сотрудников службы по делам детей Ленинского района могли подать стороны по делу. Совершенно понятно, что Ольга Харитонова в этом совсем не заинтересована, поэтому и ждать от нее такого шага нельзя было. А вот Наталью сбил с толку адвокат Иван Капинос, который утверждает, что первоначально сутью разбирательства в суде было только лишь признание права собственности Ольги Харитоновой, а не права ребенка на жилье. Однако затем уже законная наследница логически потребовала выселить всех родственников из дома. А ведь адвокат должен был это предвидеть.

Специалист службы по делам детей администрации Ленинского района Александра Фарващук-Шпак заверила Наталью: «Мы даже не знали о слушании этого дела. К нам никто не обращался. А в тех делах, куда нас привлекают в качестве третьего лица, мы обязательно поддерживаем ребенка, чтобы он сохранил свои права на пользование жильем».

А как же права ребенка?

Право привлечь к слушанию защитников прав детей есть и у судей. Между тем Наталья Тихонова, судья Ленинского районного суда, не посчитала нужным сделать это. Лично с Натальей Станиславовной журналисту поговорить, к сожалению, не удалось.

«Мы не разговариваем с журналистами, тем более, по делам, которые слушаются, – сказала по телефону, как отрезала, секретарь судьи Нина Бреженюк. – Есть процесс, которым мы руководствуемся. Мы не ведем приемы, тем более не отвечаем по телефону».

Впрочем, затем секретарь немного смягчилась и дала пояснение на мой вопрос, пусть и не в слишком любезном тоне: «Родители являются официальными представителями своих детей. И если они не согласны с решением суда, имеют право его обжаловать в апелляционном или кассационном порядке. Больше я ничего Вам объяснять не буду! Вы меня просто отвлекаете от работы!».

Представлять интересы своих детей и знать, как правильно это делать – все-таки разные вещи. И защищать интересы ребенка должен, конечно, специалист. К тому же те, кто сталкивался с судами, наверняка знают: обжаловать-то принятое решение можно, но обратят ли судьи последующих инстанций внимание на эти аргументы? В истории Натальи Ивановой все доводы о правах ребенка остались неуслышанными служителями Фемиды, которые, не особо вникая в суть, полагались на обоснованность решения суда первой инстанции.

В основу своего решения о выселении семьи Кизиных – Ивановых судья Наталья Тихонова положила незыблемое право частной собственности.

«Конституцией (ст. 41) и ст. 1 Первого протокола к «Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод» 1950 г. закреплен принцип незыблемости права частной собственности, который означает право лица на беспрепятственное пользование своим имуществом и закрепляет право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению… в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц (ст. 316, 317, 319, 321 Гражданского кодекса Украины)», – было сказано в решении по делу.

Но Наталья Тихонова почему-то не вспомнила о правах малолетнего ребенка, которые также являются НЕЗЫБЛЕМЫМИ.

В статье 2 Закона Украины «О защите детства» задачей законодательства называется расширение социально-правовых гарантий детей, обеспечение физического, интеллектуального, культурного развития молодого поколения, создание социально-экономических и правовых институтов с целью защиты прав и законных интересов ребенка в Украине.

В статье 3 международной «Конвенции о правах ребенка», к которой присоединилась и наша страна, сказано:

«1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».

К тому же в соответствии со ст.  Конвенции, «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилья, тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и достоинство. Ребенок имеет право на защиту по закону от такого вмешательства или посягательства».

Штраф для… малыша

Невнимание к молодой одинокой матери Наталье Ивановой и ее малолетнему сыну проявилось и со стороны исполнительной службы, начиная с того, что ей не вручили уведомление об открытии исполнительного производства. Как гром среди ясного неба Наталью сразу же огорошили сообщением о дате выселения, не дав воспользоваться своими правами на обжалование действий исполнителей.

Неожиданными, мягко говоря, оказались и постановления об уплате штрафа и исполнительного сбора, подготовленные государственным судебным исполнителем исполнительной службы Ленинского района Я. Баштовой. Они были аккуратно выписаны на каждого из членов семьи Кизиных – Ивановых за невыполнение исполнительного листа, так как семья добровольно не выселилась из дома. С трехлетнего Юры наравне с другими членами семьи исполнитель Я. Баштовая потребовала уплатить штраф и исполнительного сбора – всего 850 грн. Ведь в постановлениях дата рождения мальчика указывалась с грубой ошибкой: вместо 2009 года – 1973! Штрафы требовали с трехлетнего ребенка, как со взрослого мужчины!

Одним словом, претензий служителям Фемиды можно высказать немало. Чем сейчас и занимается защитник Натальи Ивановой. Сама Наташа не теряет надежды решить пресловутый жилищный вопрос, который стал для семьи настолько острым.

А в общем, эта история, конечно, может послужить напоминанием о простом правиле: незнание законов не освобождает от ответственности и от их выполнения. В житейской суете мы часто забываем об этом.

 

Беспрозванный Дмитрий Александрович, адвокат:

– Буду внимательно изучать, чем мотивировала необходимость выселения из дома своих дальних родственников Ольга Харитонова. Стоит посмотреть и документы, подтверждающие ее право на наследство и право собственности на дом.

Уверен: ребенка выселять нельзя, потому что он не может быть ответчиком по делу. Его также нельзя штрафовать!

Буду обжаловать действия исполнительной службы и отводить исполнителя, выписавшего штраф. Есть основания подать заявление о признании исполнительного листа неподлежащим выполнению.

В целом ситуация дикая: жили люди двадцать лет в доме, а теперь идите на все четыре стороны. Да еще и в условиях нашей страны! Честно говоря, чисто по-человечески я этого не понимаю. Не понимаю, как рассуждала судья, принимая такое решение.

 

Наконечный Роман Григорьевич, адвокат:

– Надо было ставить перед судом один вопрос – о том, что они жили одной семьей и убедительно доказать это. Суд неправильно оценил это обстоятельство. Такая семья не может быть выселена. Жить можно в любой квартире: кооперативной, государственной и даже просто в чужой квартире. Право собственности и право пользования – разные вещи. Выселению они не подлежат. Но суд, к сожалению, решил так.

Люди жили много лет, ни о чем не беспокоились. Мама не расписывалась с гражданским мужем, подвела сама себя и своих детей. Появилась дочка мужа и заявила о своих правах.

Единственное, что тут можно сделать, – добиться отсрочки на полгода. Сложно воевать, когда появился собственник. Есть другой вариант – договориться с этой собственницей, может быть, выкупить дом. Но на уже принятое решение суда повлиять очень сложно.

судьи

Комментарии (3)

  • курсант фаза

    Именно о таких судебных решениях Иосиф Сталин выразился так: “Формально правильно, а по существу БЛЯДСТВО”. Кривая судья Наташа Тихонова поймёт свою подлость только тогда, если её внука отправить в детдом, мать её в дом престарелых, а саму её на трассу. В дом терпимости её не возьмут, уже старая.

  • Поясните – а как же тот закон, что совместное проживание в гражданском браке более года – фактически узаконивает брак и общие права на имущество? Ведь что-то такое принимали…..

  • Смешные люди, я лично, по Одесским судам, знаю, что решение суда определяется сумой. Не уверен, что в Николаеве иначе.

Увага! Ми увімкнули премодерацію. Коментарі з'являються із затримкою

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Підпишіться на останні новини

Використання матеріалів сайту дозволено лише за умови посилання (для електронних видань - гіперпосилання) на сайт NIKCENTER.


Copyright © 2012-2024. NIKCENTER